«Пропавшие без вести» или «павшие в боях за Родину»?

ОгонёкИстория

Из пропавших — в павшие

Владимир Перепеченко, профессор, директор просветительного центра «Академия» (г. Вологда)

В сознании народа Брестская крепость стала символом начала самой страшной войны в истории Отечества. Фото Александр Миридонов

«Пропавшие без вести» или «павшие в боях за Родину»? Как ни удивительно, но и сегодня, 78 лет спустя после начала самой страшной в нашей истории войны, этот вопрос остается открытым для нескольких миллионов семей. Системно над его решением, увы, никто не работает: архивные инструкции не меняются десятилетиями, и только работа волонтеров-поисковиков помогает восстановить историческую справедливость, вернуть родным если не близких, то не оболганную память о них, а стране — ее граждан, отдавших за нее свою жизнь. Бюрократическая процедура советских времен по определению учета невозвратных потерь по «категориям» лишает потомков возможности поклониться памятнику с выбитым на нем именем родного человека. «Огонек» попытался разобраться, обнаружив при этом, что чиновники и поисковики зачастую оказываются по разные стороны исторической памяти.

В 1948 году в «Огоньке» вышла статья Михаила Златогорова об обороне Брестской крепости. До нее об этой одной из самых драматичных страниц летописи Великой Отечественной войны было известно немного. Статья стала сенсацией, благодаря ей, а также книге писателя С.С. Смирнова и его знаменитым телевизионным передачам о героической обороне крепости узнала вся страна. В сознании народа оборона Брестской крепости запечатлелась как начало самой страшной в истории Отечества войны.

Оборонять крепость не планировалось, она использовалась как казарма для размещения частей Красной армии. Когда на рассвете 22 июня 1941 года на нее обрушился шквал артиллерийского огня, бойцы и младшие командиры, оказавшиеся в казармах, без приказа принимали решение об обороне. Целый месяц они защищали крепость. Легендарный руководитель одного из участков обороны Брестской крепости — Восточного форта — майор П.М. Гаврилов был пленен лишь на 32-й день войны. Многие защитники крепости погибли, многие попали в плен…

В Бресте создан величественный мемориал — памятник героям обороны. На широкую площадь Церемониалов ярусами спускаются длинные ряды плит над могилами героев. Здесь покоятся обнаруженные и перезахороненные в разные годы после войны останки 1038 защитников крепости. Немцы, заняв крепость, закопали — руками военнопленных — тела красноармейцев в воронках артиллерийских снарядов (снаряды 600-миллиметрового калибра установки «Карл», обстреливавшей крепость, образовывали воронки диаметром в два десятка метров). Одно из последних перезахоронений защитников крепости связано с обнаружением такой воронки в 2011 году. Ее место энтузиасты вычислили по фотографиям, сделанным солдатами немецкой дивизии, штурмовавшей Брест, и недавно опубликованным. Военнослужащие 52-го поискового спецбатальона ВС Белоруссии подняли из этой воронки останки 58 красноармейцев. Они были торжественно перезахоронены в некрополе мемориала.

Из 58 удалось установить только три имени: Григория Зинченко, Александра Таглина и Дениса Пахаренко. Удивительное обстоятельство связано с именем ефрейтора А. Таглина. Оно уже было выбито на одной из плит при создании мемориала в 1971 году. Тогда это сделали со слов сослуживцев, сообщивших, что ефрейтор погиб при обороне крепости.

Всего на плитах некрополя высечено 277 имен, а на многих плитах начертано — «Неизвестный». «Неизвестных» здесь 761. А в официальных документах это так называемые пропавшие без вести. Их имена затерялись среди миллионов записей в интернет-базах — в ОБД «Мемориал», на сайтах «Подвиг народа» и «Память народа», — в печатных и электронных книгах памяти. Когда-то после войны их матери, жены заполнили на каждого не вернувшегося с войны, о ком не было известий, военкоматовскую анкету, а военком начертал резолюцию: «Считать без вести пропавшим» и назначил условную дату, когда пропал… Так они и числятся десятки лет не павшими в боях за Отечество, а исчезнувшими…

Известно утверждение: война не закончится, пока не захоронен последний солдат. Задача эта неспешно, но решается. Поисковые отряды нашли в местах боев и перезахоронили десятки тысяч красноармейцев. Очевидно, что им хватит работы еще на годы. А другая проблема, созданная войной, вовсе не решается. Миллионы бойцов и командиров РККА, записанных в число пропавших без вести, остаются в таком статусе многие десятилетия. В картотеках Центрального архива Министерства обороны число пропавших без вести военнослужащих превышает 7 млн человек (в 1988–1993 годах коллектив военных историков под руководством генерал-полковника Г.Ф. Кривошеева провел статистическое исследование архивных документов и других материалов, содержащих сведения о людских потерях в армии и на флоте, в пограничных и внутренних войсках НКВД. По данным комиссии Кривошеева, за годы войны пропали без вести и попали в плен 4 454 709 человек.— «О»). В том числе неизвестны имена 6 млн бойцов, лежащих в зарегистрированных братских могилах!

О необходимости официального признания пропавших без вести погибшими в Великой Отечественной войне уже не раз говорили. Хочется надеяться, что к грядущему 75-летию Победы высшие государственные органы смогут это сделать. К решению этой задачи возможны и частные подходы.

Энтузиасты-исследователи истории обороны Брестской крепости ведут большую работу по выявлению имен защитников крепости. Этой работе способствует раскрытие архивов, засекреченных в советское время, публикация документов военного периода и, что особенно важно, размещение их в открытом доступе в интернете. Эта работа осложнена тем, что во время обороны крепости погибли штабные документы войсковых частей, дислоцировавшихся в ней. Исследователи годами по крупицам собирают из различных источников данные, позволяющие восстановить списки личного состава полков, отдельных батальонов, батарей, размещавшихся в крепости. Выясняют про каждого персонально, кто из воинов в ночь начала войны был в своей части и, вернее всего, утром принял бой, кто выжил, кто погиб, кто попал в плен. Результат — аннотированные, часто довольно подробно, именные списки защитников Брестской крепости.

Но эти результаты игнорируются теми, кому, собственно, официально поручено вести такую работу,— Музеем обороны Брестской крепости (он входит в состав мемориального комплекса «Брестская крепость — герой»). Музей отказывается признавать результаты работы современных исследователей-волонтеров. И вместо того чтобы объединить усилия, координировать действия всех энтузиастов, ограничивает свою «научную работу» ведением так называемых личных дел участников обороны, заведенных еще в далекие советские времена. У музея своя бухгалтерия. Он действует по правилам, установленным в годы, когда еще были живы известные участники обороны. Только по их свидетельствам, заверенным военкомами своего региона (?!), воины утверждались в статусе защитников крепости. Кстати, бывало, что такие «свидетельства» появлялись по просьбам родственников не вернувшегося с войны военнослужащего — они обращались к здравствующим тогда участникам обороны с просьбой подтвердить участие бойца, который иногда даже и служил в другом полку…

Количественно списки, созданные энтузиастами, и те, которыми оперирует музей, разнятся в разы. Исследователь Юрий Фомин (г. Брянск), сделав выборку из накопленных им за годы исследований материалов, сформировал список вологжан — защитников Брестской крепости. Он включает 45 персоналий. А «научно-методическим советом мемориала (цитирую письмо из музея.— В.П.) утверждены участниками обороны крепости 10 уроженцев Вологодской области». Это те, на кого успели получить «свидетельства» и заверить у военкомов. Никого по результатам современных объективных и достоверных исследований, но выполняемых неофициально, на волонтерской основе, музей в этот список не включает. Безоговорочное табу — данные ЦАМО (Центральный архив Министерства обороны.— «О») о включении бойца в число пропавших без вести, то есть та самая резолюция военкома далеких 1940-х годов на анкете родственников.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Черным по белому Черным по белому

С чего начался бунт против собственной истории в США?

Огонёк
Петр Ануров: Это волнующе и рискованно Петр Ануров: Это волнующе и рискованно

Как продюсер Петр Ануров выбирает проекты и собирает звёздные составы

Ведомости
Охотники за сырьем Охотники за сырьем

Ради каких неочевидных природных ресурсов раньше любили затевать войны?

Вокруг света
Если села батарейка Если села батарейка

20 способов восстановиться за 15 минут

Лиза
Жить свою жизнь Жить свою жизнь

Как начать новую жизнь в ситуации эмоционального выгорания?

Новый очаг
Как научиться принимать комплименты Как научиться принимать комплименты

Почему бывает трудно принимать комплименты и как с этим справиться

Inc.
8 вещей, которые нашатырный спирт сделает идеально чистыми 8 вещей, которые нашатырный спирт сделает идеально чистыми

Аммиак — один из самых мощных и недорогих бытовых очистителей

VOICE
Еда с повышенным содержанием расходов Еда с повышенным содержанием расходов

Что толкает цены на продовольствие вверх

Эксперт
Золотые гривы Золотые гривы

Как в Ивашкове появилось ранчо с золотогривыми лошадьми

Отдых в России
Звезды манящие Звезды манящие

Ослепительная вспышка, которой уже некого слепить, миг неуловимый

Знание – сила
Блеск и несчастья «Великого Гэтсби» Блеск и несчастья «Великого Гэтсби»

Краткая история главного американского произведения 1920‑х

Weekend
«Важно знать и понимать своего посетителя» «Важно знать и понимать своего посетителя»

Роман Валериевич Ковриков о том, зачем сегодня идут в музей

Санкт-Петербургский университет
«Двойка» за хорошее поведение «Двойка» за хорошее поведение

BMW M2 Gran Coupe: баварское купе, которое на самом деле седан

Автопилот
«Я всегда побеждаю»: как французская актриса Сара Бернар сделала себя сенсацией «Я всегда побеждаю»: как французская актриса Сара Бернар сделала себя сенсацией

История суперзвезды рубежа XIX-го и XX веков Сары Бернар

Forbes
Почему взрослые дети не уважают зрелых родителей: мнение и советы психоаналитика Почему взрослые дети не уважают зрелых родителей: мнение и советы психоаналитика

Почему мы считаем родительские убеждения устаревшими и обесцениваем их опыт

Psychologies
Эрдоган зажат между интересами США и Британии Эрдоган зажат между интересами США и Британии

Политический кризис в Турции может серьезно встряхнуть государство и регион

Монокль
Как утолить эмоциональный голод, если у вас нет партнера: 5 сфер, на которые стоит обратить внимание женщине Как утолить эмоциональный голод, если у вас нет партнера: 5 сфер, на которые стоит обратить внимание женщине

Одиночество — это не пустота, а пространство для наполнения своей жизни смыслами

Psychologies
Культура сбережений: зачем откладывать на завтра то, что можно потратить сегодня? Культура сбережений: зачем откладывать на завтра то, что можно потратить сегодня?

Зачем каждому гражданину нужно выработать у себя привычку делать сбережения?

Наука и техника
Весна в облигациях Весна в облигациях

Бизнес не намерен снижать программы по капитальным инвестициям

Ведомости
Новый поход ветеранов Троянской войны Новый поход ветеранов Троянской войны

Филистимляне и троянцы против египетских фараонов

Знание – сила
Древние города Древние города

Что посмотреть в поселениях России, которым более тысячи лет

Лиза
Люся Чеботина: «Люблю вызовы и эксперименты» Люся Чеботина: «Люблю вызовы и эксперименты»

Люся Чеботина о весне, вдохновении и любви

Лиза
Созданы в России Созданы в России

Доля семян российской селекции в посевах приблизилась к 68%

Агроинвестор
Земля ратного подвига Земля ратного подвига

Щит России: чем живёт и развивается Белгородская область сегодня

Отдых в России
Охота на пиратов Охота на пиратов

Как спортивные каналы и лиги борются с пиратами

Ведомости
Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика? Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика?

Чем интересна перспектива использования ядерного двигателя в космосе?

Наука и техника
В одной упряжке В одной упряжке

Нарты и собаки: как романтика каюров стала частью туризма

Отдых в России
Авианосцы ВМС Индии XXI века Авианосцы ВМС Индии XXI века

История постройки авианосца «Викрант»

Наука и техника
Угольщикам недогрузили триллионы Угольщикам недогрузили триллионы

Минэнерго оценило потери российской угольной отрасли в 2 трлн руб

Ведомости
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная» «Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»

О работе самого большого промышленного холдинга страны, госкорпорации «Ростех»

Эксперт
Открыть в приложении