Событие в тбилисском театре оперы и балета «Лауренсию»

ОгонёкКультура

Культура | Балет

«Испытание свободой — это серьезная вещь»

В Грузии событие: в тбилисском театре оперы и балета «Лауренсию» легендарного Вахтанга Чабукиани в редакции Нино Ананиашвили представила публике блистательная пара — Мария Александрова и Владислав Лантратов. После премьеры с прекрасной гостьей поговорил корреспондент «Огонька»

Вычитав в интернете, что Майя Плисецкая называла Александрову «самой интеллектуальной балериной Большого театра», я прихожу в театральную гримерку, из окна которой виден расположенный по соседству тбилисский дворик. В феврале Мария Александрова по собственному желанию ушла из штатных балерин Большого театра. А летом новый «эпизод»: вместе с Владиславом Лантратовым она должна была танцевать в спектакле «Нуреев», но перед самой премьерой спектакль отменили, потом, правда, выяснилось — перенесли…

— Что сейчас происходит в Большом театре с балетом о Рудольфе Нурееве, в котором вы играете Марго Фонтейн? Вы думаете, скандала больше не будет или спектакль все же порежут?

— А что там резать? Спектакль получился об одиночестве артиста, об архетипе любого артиста, любого уровня. Суть артиста в том, что он идет за ролью. Здесь роль колоссальная — меняется десять амплуа… Спектакль с новой музыкой, с новой хореографией, с новой режиссурой. На самом деле никто правды об этом спектакле так и не сказал. Потому что, скорее всего, писать о том, что это просто хороший спектакль, никому не интересно. Мы очень ждем этот спектакль, хотим прожить эту историю. Премьера заявлена в декабре.

— Мария, а как складывается ваша карьера после ухода из Большого театра?

— Я осталась в Большом на контракте, да и вообще везде осталась на контракте. Сейчас я существую как свободный художник, танцую и работаю там, где я нужна. Вот премьера «Лауренсии» — это очень интересно. Потом будут другие проекты, которые будут создаваться в другом месте. А с театром я осталась в отношениях вне системы.

Мария Александрова в балете «Лауренсия» на сцене Тбилисского театра оперы и балета
Фото: Lado Vachnadze / The State Ballet Of Georgia

— Почему «Лауренсия» — это «очень интересно»?

— Это наследие советской эпохи, там много драмбалета. Как «Золушка» Ростислава Захарова, как «Ромео и Джульетта» Леонида Лавровского,— это характерные спектакли, с ярко выраженным стилем, хореографическим посылом. Это непростая работа — собирать драмбалет. И, конечно, приехать в Тбилиси, станцевать версию Чабукиани — это как прикоснуться к первоисточнику. Как прочитать книгу хорошего автора, которая написана не сейчас…

— Прочитать книгу — это понятно. Но как это переложить на балет?

— Балет уникален. Он развивает у артиста сразу три центра: и физическое состояние, и духовное, и интеллектуальное. Мы молчаливые создания, наша жизнь — движение. Вот сегодня я впервые говорю так долго. С утра мы репетировали — шесть часов напряженной работы, и все это молча. Чтобы сделать спектакль, ты должен изучить эпоху, нельзя станцевать барочную вещь и при этом быть человеком из XXI века — ты обязан быть человеком барочной эпохи. И вот ты об этом читаешь, слушаешь определенную музыку, смотришь определенные картины, фильмы и так далее. Этим занимается только балет. И это сиюминутное искусство, не застывшее, как скульптура. Видеозапись передает порядок, но не эмоциональное состояние между зрителем и артистом — оно существует только эти два часа на спектакле в театре. Вообще балет — это очень странное, условное, синтетическое искусство, которое требует внимания от зрителя, это рабочий процесс. Балет отличается от танца, особенно российский, потом советский. Ни один старинный балет — ни итальянский, ни французский — не разложен «научно», так, как это было расписано у нас. Как это было сделано Вагановой, затем Тарасовым и так далее. И это — наше достояние. Современный танец — хобби, времяпровождение. Балет — сверхискусство.

— Но при этом совсем недавно вы выступали в Нью-Йорке в гламурном проекте...

— Это очень красивая вещь на очень интересном стыке, называется «Goddesses & Demonesses», или «Богини и Демоницы». Нас там только две танцовщицы — я и француженка Бланка Ли. Это о женской сути в разных перевоплощениях — от начала времен, когда это что-то неопределенное, в свете зари, не то животное, не то женщина, и заканчивается таким сильным, очень женским танцем. Все костюмы в спектакле — haute couture, и мы не просто в них ходим, мы активно танцуем — полтора часа мы без остановки существуем вот в таком формате. В шоу красивый свет, это очень современная вещь.

— Выходит, есть жизнь и после Большого?

— Знаете, Большой театр, с одной стороны, задает огромный масштаб. С другой — огромное количество приходящих туда людей не способны даже понять или ощутить этот масштаб. Они просто приходят в громкое место, получают погоны, короны, конъюнктуру и уходят куда-то дальше. Поэтому все эти разговоры, «что после Большого?»... Да ничего. Огромное количество людей после Большого начали делать себе карьеру. Хотя, может быть, к чему-то важному или основному они так и не прикоснулись. Это все зависит от человека — ты можешь думать, что в масштабе космоса ты песчинка, а можешь знать, что ты целый космос. Это все очень личные вещи. Поэтому я вообще не задаю себе этот вопрос — я просто дико люблю это место — Большой театр. Он сделал меня тем, кто я есть. И я знаю, что в этом месте слишком много стервятников вокруг. Когда я стала понимать, что мне трудно в такой ситуации, я ушла.

— Довольны или разочаровались?

— Разочарования нет. Был очень жесткий выбор. Я поняла, что нельзя это затягивать, потом театр будет съедать. И этот момент нужно чувствовать. Театр — это люди. Иногда с ними бывает очень непросто. И задаешь себе вопрос: ты живешь, чтобы что-то сделать или чтобы людям было удобно? Я живу сегодняшним днем. Сейчас, в эту секунду я собой — да, довольна. Планов много, свободного времени, чтобы лежать на диване, у меня вообще нет. Испытание свободой — это вообще серьезная вещь. Можно пребывать в иллюзии, что ты кто-то...

— Какая же это иллюзия — быть примой Большого?

— Как раз потому что ты прима Большого. А вот нет Большого? И что тогда? Наша проблема, вообще балетных, в том, что мы привязаны к месту, привязаны к труппе. Чем больше ты мотаешься, тем больше выходишь из формы. Балетный артист — это очень специфично, это философия. Перед тем, как выйти на сцену, мы не можем проговорить это в комнате, нам нужно место для репетиций. Это большая проблема. Вот в опере можно набрать штатную или есть еще опера «стаджони», когда артистов берут на сезон. С балетом такое не получится — нельзя набрать их на месяц, а потом распустить. Для балетных артистов выезжать — это тоже проблема. Потому что до выхода на сцену мы репетируем в десять раз больше, чем танцуем. И должно быть место, где ты репетируешь, занимаешься классом, на это должно быть время. У меня сейчас достаточно нормальная ситуация — я в Большом театре и репетирую, и занимаюсь классом, и выхожу иногда на сцену. Но при этом я свободна в выборе других вещей, не трачу время впустую, ничего не жду, меня никто не обманывает. В Большом ты каждый спектакль ждешь, не можешь договориться уехать куда-то танцевать… И еще повторю: театр — это люди. Зачастую ты просто не хочешь тратить время впустую.

— Извините за вопрос, но в Тбилиси всем интересно: сколько должна весить балерина?

— Для балерины главное не вес, а умение владеть своим телом. Надо осознавать, какие у тебя ноги, длина рук, и учиться двигаться. Вот в этом фишка, а не в том, чтобы просто весить 50 килограммов при росте 180. Балерина должна оставаться здоровым человеком. С хорошей, живой психикой, чтобы радовать других. Танцевать и не есть — так можно и ноги протянуть. Я четко знаю, что для того, чтобы семь часов простоять на ногах и работать, мне не нужно завтракать и обедать, но потом я ем. Вот сегодня после работы на ужине в Тбилиси мне захочется сациви, значит, я буду есть сациви…

Беседовала Ия Баратели, Тбилиси

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бескрайний надзор Бескрайний надзор

Зачем России столько проверяющих органов?

Огонёк
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
«Мейерхольд. Чужой театр»: хроника одного собрания «Мейерхольд. Чужой театр»: хроника одного собрания

Премьера спектакля, посвященного 150-летию Всеволода Мейерхольда

Монокль
Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги

О том, как записывались эти альбомы и об историческом контексте их появления

СНОБ
По следам первопроходцев По следам первопроходцев

Следы эпохи Великих географических открытий – во всей нашей жизни

Вокруг света
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
Как сохранить любые отношения: мнение психолога Как сохранить любые отношения: мнение психолога

Иногда случается так, что отношения начинают сходить на нет. Но их можно спасти!

Psychologies
7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров 7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров

Почему кофеварки, латунь и нержавеющую сталь нельзя мыть мылом для мытья посуды

VOICE
Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли

Астероид Камоалева мог быть выбит с поверхности Луны в прошлом

N+1
Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать

Как легко настроить собственную локальную сеть?

Цифровой океан
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Ты просто космос, Стася Ты просто космос, Стася

Стася Милославская о семейных ценностях и об изменениях в обществе

Правила жизни
Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете

Ледниковый шельф Уилкинса в Антарктиде демонстрирует признаки нестабильности

Inc.
8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку 8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку

Активности, которые помогут лучше узнать партнера и открыть с новых сторон

Maxim
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит

Минэкономразвития пересмотрело трехлетний прогноз экономического развития

Forbes
Детские травмы и страх секса у взрослой женщины: история девушки глазами терапевта Детские травмы и страх секса у взрослой женщины: история девушки глазами терапевта

Как насилие в детстве оказывает влияние на нашу взрослую жизнь?

Psychologies
История первого отряда космонавтов СССР: как из 20 кандидатов выбирали того, что первым полетит в космос История первого отряда космонавтов СССР: как из 20 кандидатов выбирали того, что первым полетит в космос

Критерии отбора кандидатов в космонавты в 1960 году

ТехИнсайдер
7 видов смеха: хорошо смеется кто? 7 видов смеха: хорошо смеется кто?

Попробуем разобраться, почему мы шутим, когда нам совсем невесело

Psychologies
Поздравлять бывшего с днем рождения или нет: мнения психологов Поздравлять бывшего с днем рождения или нет: мнения психологов

Нужно ли полностью игнорировать существование бывшего партнера?

Psychologies
Все альбомы группы «Король и Шут» — от лучшего к худшему Все альбомы группы «Король и Шут» — от лучшего к худшему

Разбираем творчество легендарных музыкантов КиШ — от дебюта до заката

Maxim
Семейные каникулы Семейные каникулы

В Самарской области близким не нужно искать компромиссы

Отдых в России
10 крутых концепт-каров, которые так и не добрались до конвейера 10 крутых концепт-каров, которые так и не добрались до конвейера

Путь этих невероятных концептов автомобилей на конвейер оказался слишком тернист

Maxim
Зоя Бербер: «Слушать нужно только тех, кому доверяешь» Зоя Бербер: «Слушать нужно только тех, кому доверяешь»

Актриса Зоя Бербер о смене имени и игнорировании курсов для будущих родителей

Здоровье
Виталий Ковальчук: «Если есть ощущение, что память ухудшилась, важно с помощью умственной и физической активности, изменения образа жизни, а также специальных упражнений предотвратить дальнейшее развитие когнитивной дисфункции» Виталий Ковальчук: «Если есть ощущение, что память ухудшилась, важно с помощью умственной и физической активности, изменения образа жизни, а также специальных упражнений предотвратить дальнейшее развитие когнитивной дисфункции»

Можно ли на ранних стадиях определить и предотвратить когнитивную дисфункцию?

Здоровье
Открыть в приложении