Художник как знаток
В музее истории российской литературы им. Даля (бывший Гослитмузей) открылась первая в истории выставка, посвященная едва ли не самому загадочному среди московских коллекционеров начала ХХ века Илье Остроухову. картины, фотографии и архивные материалы воссоздают судьбу просвещенного барина с тонким вкусом, который, к счастью, не увидел финальной катастрофы своего детища.
Порой смерть — как, где она происходила, какие обстоятельства царили вокруг — говорит о судьбе человека не меньше, чем его жизнь. Смерть Ильи Семеновича Остроухова (1858–1929) выглядит мирной — он скончался в центре Москвы, в собственном доме в Трубниковском, который при его жизни стал музеем иконописи и живописи и носил его имя. Остроухов был директором самого себя — судьба вроде бы справедлива к владельцу огромной коллекции русской и европейской живописи, от Дега и Ренуара до Поленова, Репина и Серова (40 живописных работ только трех последних) и фантастическую по качеству подборку икон.
Многие из сокровищ Остроухова выставлены сейчас в его доме в Трубниковском — картины и рисунки Брюллова и Серова, Куинджи и Сурикова, Поленова и Левитана, иконы и мебель предоставили Третьяковка и Абрамцево, музей в Поленове и фонд Валентина Серова.
Купец-академик, музыкант-любитель и «верховод пейзажа», завидно женившийся на дочке богатейшего чаеторговца Боткина — кем только не выглядел в глазах современников сын елецкого купца-мукомола! Художник и общественный деятель, коллекционер и музейный начальник — Остроухов многолик и вездесущ, говорят, ни одна работа на московском арт-рынке начала века не проходила мимо него.
Третьяков именно Остроухова хотел видеть после себя во главе галереи, ради этого тот стал гласным Московской городской думы (одно было связано с другим) и занимался делами галереи вплоть до 1913 года, это было едва ли не лучшее время с точки зрения пополнения коллекции. Остроухов часто настаивал на покупке современного искусства, которое сам при этом не всегда любил, и это один из многих связанных с ним парадоксов. Именно Остроухов открыл Матиссу во время его поездки в Москву красоту древнерусского искусства, показал ему не только свою коллекцию икон, но и другие собрания; Матисс подарил ему картину, но Остроухов не решился повесить ее на видном месте. Вероятно, на его вкус влиял собственный художественный опыт — он сам занимался живописью, стал даже академиком Императорской Академии художеств в 1906 году. Официальное признание,