Больше, чем бизнес
Компания ЛУКОЙЛ стала победителем в конкурсе «За вклад в социальное развитие территорий». Итоги подводились на форуме РСПП «Ответственное взаимодействие бизнеса и власти в целях устойчивого социального развития». За что была получена эта награда, разбирался корреспондент «Огонька»
Сегодня главная проблема для страны — это развитие человеческого капитала, заявил президент РСПП Александр Шохин, открывая социальный форум, собравший более 400 представителей органов власти, предприятий, инвесторов и экспертов. По его словам, отечественные компании все больше осознают: бизнес должен не только приносить прибыль, но и улучшать жизнь людей.
В 2015 году Россия включилась в программу Цели устойчивого развития ООН (ЦУР) «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», что означает: социальная ответственность бизнеса не должна ограничиваться уплатой налогов. Вложения в человеческий капитал, здравоохранение, образование, культуру, сохранение природы становятся условием долговременного и устойчивого развития компании, а в конечном итоге и страны в целом.
Однако, как показал опрос участников социального форума, лишь 15 процентов респондентов считают бизнес партнером государства в решении задач социальной сферы. Между тем опыт одного их крупнейших налогоплательщиков России, компании «ЛУКОЙЛ», показывает: компании могут вносить значительный вклад в развитие общества. Об этом рассказал начальник департамента общественных связей ЛУКОЙЛа Глеб Овсянников.
Не вместо, а вместе
Социальные расходы ЛУКОЙЛа составляют более 12 млрд рублей в год. Одно из важнейших направлений работы — взаимодействие с главами регионов. Сегодня ЛУКОЙЛ заключил соглашения с местными и региональными органами власти о сотрудничестве в 29 субъектах РФ, что позволяет реализовывать крупные проекты, интегрированные в комплексные программы развития территорий.
Социальные объекты ЛУКОЙЛа в регионах присутствия служат всем жителям, а не только работникам компании. Филиал Малого театра в Когалыме, детские сады и школы, дороги, скверы и парки, медицинские учреждения, спортивные залы — все это стало доступным для местного населения. В Буденновске, где работает компания, по соглашению с администрацией Ставропольского края строится спортивнообразовательный комплекс «Лукоморье». Здесь будут залы для различных видов спорта, тренажерные залы, концертный зал, бассейны для детей и взрослых, медико-восстановительный центр. В комплексе также предусмотрены условия для занятий и лечения людей с ограниченными возможностями.
Социальной инвестицией ЛУКОЙЛа является и Конкурс социальных и культурных проектов, который проводится с 2002 года, сегодня уже в 20 регионах России. Проекты выдвигают на конкурс общественные организации или просто инициативные группы. Комиссия отбирает для финансирования те, которые могут развиваться без опоры на гранты. Так, фестиваль «Медовый Спас» поначалу был районной ярмаркой меда в Пермском крае. А сейчас из него выросла целая индустрия народных промыслов жителей Прикамья, обеспечивающая 2 тысячи рабочих мест.
Еще один отдельный проект — «Больше, чем покупка!», в котором ЛУКОЙЛ предоставляет возможность социальным предпринимателям, который не могут выйти в торговые сети, продавать свою продукцию на АЗС. А в 2015 году был создан одноименный партнерский дом, где начинающих социальных предпринимателей обучают основам бизнеса.
Есть и проект, который предполагает медицинскую помощь коренным поселенцам Ненецкого автономного округа. Его название — «Красный чум» — возникло еще в 20-е годы, когда экспедиции советских медиков отправлялись в тундру обследовать и лечить местных жителей. Сегодня по инициативе ЛУКОЙЛа отряды врачей каждый год на вертолете вывозятся на Север, чтобы на месте провести обследование и оказать первичную медицинскую помощь кочующим оленеводам. Это особенно актуально в НАО, где большинство поселений коренных народов не соединены с административными центрами дорогами.