Бабский пир
Сейчас большинство взрослых суморьевцев трудятся «на вахте» в Москве, Сарове или Нижнем, но в первый понедельник после Троицы все собираются на малой родине — ради этого берут отгулы, переносят отпуска. «Новый год или Восьмое марта везде есть, а Духов день — только наш, родной,— объясняют.— Вот и едем домой, чтоб попеть, поплясать на весь год».
Пляшут и поют вокруг березки — деревце украшают, плетут ему «косы», а потом несут топить на речку Мокшу. «Всю жизнь так праздновали,— вспоминает 85-летняя Екатерина Шошина.— Перед каждой Троицой ходили в лес, рубили березку, ставили около дома, наличники украшали веточками. Это в субботу. А в понедельник ребят посылали в лес за новой березой, наряжали ее и с песнями шли к Мокше». Никто из местных не может сказать, когда и почему родился этот обряд. Может, так повелось еще 400 лет назад, когда Суморьево основали «из мордвы новокрещеные крестьяне». Духов день — вообще христианское торжество, установленное в честь Святого Духа. Но, как и многие православные праздники, имеет и языческие традиции. В соседнем селе в этот день поминают крестьянскую девушку Дуняшу — по одной из легенд, она бросилась в реку из-за несчастной любви, а потом на обрыве выросла красивая березка. С тех пор в Духов день там тоже украшают березку, нарекают Дуняшей и просят у нее любви и защиты. А еще гадают: несут деревце к реке, бросают в воду и смотрят — если уплывет, то год будет урожайный, если потонет