Какую роль мода играет в протестных движениях
Почти все революции и протестные движения тесно связаны с модой. Разбираемся, как вещи и аксессуары помогают бунтарям заявить о своей позиции.
За последние пару недель волна протестов против полицейского произвола охватила США, а затем и другие страны. Это обернулось массовым мародерством, а среди его главных жертв оказались магазины одежды. Несмотря на серьезный ущерб, представители индустрии решили поддержать протестующих. Свою готовность перечислить деньги на благотворительные нужды озвучили представители Loewe, Stella McCartney, Marc Jacobs, Off-White, а также Kering, материнской компании Gucci, Gucci, Bottega Veneta и Balenciaga.
И в этом, пожалуй, нет ничего удивительного. Давно понятно, что мода не может держаться в стороне от актуальной социальной и политической повестки.
Ведь во все времена она служила выразителем политической, национальной и общественной идентичности. И вместе с тем могла выступать символом несогласия с идеями господствующего режима.
«История одежды – это история протестов», – писал историк-искусствовед Квентин Белл в 1951 году. Символом протеста может выступать целый стиль или отдельный предмет, будь то медицинская маска, желтый жилет или черный тотал-лук. Цель такой маркировки всегда одна – продемонстрировать приверженность идеям определенной группы или целого движения.
Для этого достаточно вспомнить французских революционеров конца XVIII века, которые называли себя санкюлотами – «без брюк» в переводе с французского. В действительности все было ровно наоборот. Революционеры носили рабочие брюки в противовес коротким бриджам из гардеробов аристократов. Еще одним важным атрибутом санкюлотов был фригийский колпак как напоминание об освобожденных рабах Египта.
На протяжении XX веке одежда служит мощным выразителем самых различных общественных и политических идей. Наглядным тому примером может служить феминизм. В 1903 году члены Общественно-политического союза женщин выходили на протесты, одетые с ног до головы в одежду белого цвета. Следующий виток женской эмансипации случится в 1920-е годы, которые окончательно свергнут диктатуру корсетов и платьев обязательной длины по щиколотку. Жирную черту подведет научно-технический прогресс 1960-х, подарив миру полеты в космос, пероральные контрацептивы и мини-юбку. Последняя станет ярким знаменем сексуальной революции с подачи дизайнера Мэри Куант.
Примерно с середины прошлого века одежда будет также выступать символом бунта молодежи против устаревших ценностей своих родителей. Каноническим бунтарем 1950-х станет Марлон Брандо в фильме «Трамвай «Желание», одетый в джинсы и белую футболку. До этого джинсы были элементом рабочей униформы, а футболка – и вовсе предметом нижнего белья. Вскоре этот провокационный образ станет ориентиром для целого поколения молодежи 1950-х.