Антиапокалипсис. Дорого
Пандемия поставила бизнес многих под угрозу, но нашлись и те, кто, наоборот, начал активно зарабатывать на панических настроениях. Заговорили даже о подъеме новой отрасли — индустрии катастроф. «Огонек» узнал подробности
Разработка вакцины против ковида, изготовление защитных масок, перчаток или даже перепрофилирование парфюмерного производства под выпуск дезинфекторов — все это часть большой истории борьбы с вирусом, парализовавшим привычный ритм жизни по всему миру. Но одновременно творится и малая история: речь об оригинальных сервисах, стартапах, создатели которых убеждены, что новая задача человечества — выжить в экстремальных условиях, а их продукты, гаджеты и услуги в этом помогут. Как и не сомневаются в том, что в нынешнее тревожное время желающих «спастись» найдется с избытком.
От общего к бизнесу
Природные катаклизмы, техногенные аварии, эпидемии, военные конфликты — вызовы, на которые находит ответы индустрия катастроф. Само название не имеет официального статуса. Скорее это попытка обозначить бизнес-идеи и продукты, которые стали появляться на рынке в последние годы. Впрочем, в англоязычном мире у этого явления есть исторические корни.
Disaster preparedness в переводе с английского означает «готовность к катастрофе» (к этому термину и восходит русская версия — «индустрия катастроф»). По сути, это комплекс мер по минимизации последствий бедствий и охватывает все уровни: от наличия аптечки у каждого дома до системы оповещения о катастрофе на национальном уровне.
Любопытная история случилась в начале сентября. После многолетнего перерыва немецкое МЧС (официально — Федеральное ведомство по защите населения и помощи при катастрофах) провело «День тревоги»: все приборы в стране, способные передавать специальный сигнал, должны были сработать в назначенный час. Тестирование плановое, напрямую с пандемией не связанное. Вышло так, что со времени окончания холодной войны в объединенной Германии свезли на свалку три четверти от всех уличных сирен тревоги, то есть проверяли оставшиеся 15 тысяч. Плюс было задействовано специально разработанное «тревожное» приложение, которое жителям заранее предложили установить на смартфоны. Главным итогом акции немецкая пресса назвала «фиаско в Берлине» — оказалось, что там уличных сирен почти не осталось, а приложение дало сбой. Однако власти не согласны: зато понятно, что и где следует наладить. Другой вопрос: во сколько это обойдется казне?
Понятно, что готовность к катастрофам — сфера государственной важности, но в нее активно включен и некоммерческий сектор. Например, это отдельное направление работы Международного комитета Красного Креста, который разрабатывает инструкции по выживанию в различных экстремальных условиях (больше они касаются гуманитарных катастроф и есть в открытом доступе). По этому профилю работает много НКО, включая российские: они ведут прежде всего просветительскую работу о действиях при ЧС.
Бизнес начал осваивать эту территорию, конечно, тоже не вчера. От самого простого — продажи огнетушителей для дома. До более изощренного — выпуска готовых тревожных комплектов из вещей, необходимых для выживания в первые сутки после катастрофы, или строительства персональных бункеров. Это для индивидуальных потребителей. Особое направление — так называемый риск-менеджмент, который включает в себя профессиональную разработку программы действий для компаний на случай чрезвычайных обстоятельств.
Всегда готовы!
Установка на готовность к катастрофе стала почвой для целого движения — сурвивалистов, подругому — препперов, или, по-русски, выживальщиков. Эта субкультура, зародившаяся в США,— наследие холодной войны: ее адепты готовились к ядерной атаке Советов. Позже идея подготовки к выживанию в экстраординарной ситуации распространилась по всему миру, есть ее сторонники и в России. Впрочем, лидеры по-прежнему Штаты: около 3 млн американцев в той или иной степени относят себя к выживальщикам, в их числе — политики и голливудские звезды.
Зато не поддается точному счету число сценариев, к которым готовятся приверженцы этого движения: войны, природные катаклизмы, эпидемии, аварии на АЭС, восстание роботов и атака зомби, библейский Апокалипсис, падение на Землю гигантского астероида, нападение на землян инопланетных существ и многое-многое другое, превосходящее фантазию обывателя.
Хотя выживальщиков нередко обвиняют в паранойе, пандемия COVID-19 возродила к ним интерес: в западной прессе выходят публикации о том, чему стоит у них поучиться, какие из навыков могут пригодиться в карантин. Например, как при продолжительной изоляции сохранить психическое здоровье или как собрать оптимальный продуктовый набор — сбалансированный по составу и долго хранящийся.
За десятилетия существования идея выживания успешно коммерциализировалась. Это онлайн-магазины, продающие готовые комплекты выживальщика для любого дохода. Обучающие материалы: книги-самоучители, видеоуроки, мастер-классы гуру выживания, информационные бюллетени со свежими сводками и обзорами технических новинок. Или в развлекательном режиме: на имитации выживания в постапокалипсис построены десятки компьютерных игр, при создании некоторых разработчиков консультировали выживальщики «со стажем».