Оценить перспективы и бизнес-план: как НКО могут развивать коммерческое направление
В конце 2022-го 40% некоммерческих организаций отметили снижение общего финансирования по итогам года. Подобные кризисные моменты могут сподвигнуть НКО начать монетизировать товары и услуги, хотя в глазах многих людей благотворительность и бизнес остаются несовместимыми. На что стоит обратить внимание, запуская коммерческое направление, рассказывает программный директор Impact Hub Moscow Валерия Завгородняя.
В 2021 году Агентство социальной информации вместе с Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ провели исследование «Факторы устойчивости НКО», в ходе которого они опросили 850 респондентов в 30 регионах РФ. Респонденты оценили последствия, к которым привела пандемия, с точки зрения изменения параметров деятельности организации. Представители каждой второй НКО (53%) сообщили, что их ситуация с доходами ухудшилась. При этом у 28% опрошенных организаций уменьшилось число пожертвований как от обычных граждан, так и от крупных доноров. Только 2% отметили, что они увеличили количество источников, из которых организация возмещала свои расходы по оказанию услуг на безвозмездной основе.
После 24 февраля 2022 года НКО вновь ощутили снижение числа частных и корпоративных пожертвований: согласно опросу Центра оценки общественных инициатив Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ и фонда «Нужна помощь», который проводился в конце 2022 года среди 227 НКО, 40% организаций отметили снижение общего финансирования по итогам года, причем сильнее всего вновь снизились поступления от коммерческих компаний и пожертвования частных лиц.
На финансовой и организационной устойчивости некоммерческих организаций также сказались последствия экономических санкций, уход зарубежных компаний и фондов, блокировка социальных сетей и возросшая конкуренция за государственные гранты. При этом от финансовой устойчивости НКО зависят не только подопечные организации, нуждающиеся в помощи, но и сотрудники, которые могут быть сокращены, если их зарплата обеспечивается грантом.
Даже если ситуацию получится выправить, то руководителю и команде придется тратить время на поиск средств, последующее восстановление программы или проекта, найм новых сотрудников, которое они могли бы использовать для работы с подопечными. Зависимость от грантов и пожертвований может быть непредсказуемой и ограничивать возможности развития и долгосрочного планирования для НКО.
Зачем фондам заниматься предпринимательством
В ситуации уязвимости НКО стоит посмотреть в сторону новых подходов к финансовой устойчивости, например к социальному предпринимательству. Согласно российскому законодательству некоммерческие организации могут вести деятельность, приносящую доход. Однако пользуются этой возможностью далеко не все. Иногда руководителей и коллектив НКО останавливает убежденность в том, что продавать какие-либо товары и услуги — значит отступиться от своей миссии.
Но коммерческая деятельность — это в первую очередь диверсификация источников финансирования. Снижение зависимости от грантов приведет к более высокому уровню финансовой устойчивости организации, которая сможет предлагать товары или услуги, связанные со своей миссией, и использовать полученные средства для финансирования программ и проектов и оказания помощи благополучателям.