Ирина Кооп-Шароватова
Участница легендарной женской арт-поп-группы «Колибри» 30 лет спустя после дебюта в звукозаписи выпускает вместе с Инной Волковой и Еленой Юдановой альбом-эпилог «Счастья нет»
Правильно считать, что фантастические «Колибри», выросшие в уникальный коллектив, зародились как шутка, как тусовка девушек ленинградского андеграунда?
Не уверена насчет слова «тусовка». Основательница группы Наташа Пивоварова все делала уверенно. Если у нее рождалась идея — она ее декларировала! Если она загоралась, все начинало быть, случалось, происходило. У Наташи был глаз-алмаз, и в рок-клубовской тусовке — все-таки слово «тусовка»! (Смеется.) — в 1983 году, когда мы впервые начали замечать друг друга, она выбрала самых интересных для нее барышень. Нам всем повезло оказаться в одном месте и времени. Мы находились в бурлящей творческой среде: наше окружение тех лет сейчас либо в фондах Русского музея, либо на полках книжных магазинов. На первом концерте «Колибри», который мы сыграли в подростковом клубе, полиэтиленовые кулисы расписывал Олег Котельников, а зрителями были нынешние классики — поэты, музыканты, художники и писатели. Планка с самого начала была высока. Мы могли позволить себе все и все сумели! Наш тотем — колибри — это о яркости, самобытности и уникальности.
«Колибри» — источник вдохновения и цитирования новых поколений музыкантов. Ваши концерты были театрализованными, вы писали песни в духе софисти-попа, как это назвали бы сегодня. На кого равнялись?
Для того чтобы почувствовать, кто мы и что можем, взяли прекрасные 1950–60-е по стилю музыки, наряды с барахолки, ресницы, чулки, шпильки, песни Миансаровой и живой ансамбль. Рубеж 1980–90-х – золотое время для андеграундного Петербурга.
Вы готовите дополненное издание вашего дебюта «Манера поведения» для спонсоров на «Планете» — и вот спустя годы его послушали. Что чувствовали?
«Манера поведения» — это бесценный вклад талантливых музыкантов, которые загорались нашей идеей и говорили: «Боже, как красиво! Я тоже хочу участвовать». Музыканты, которые принимали участие в создании, — из «Аквариума», «Кино», Nautilus Pompilius, «Телевизора» — приходили в студию как в творческую лабораторию, и в ней рождались песни и аранжировки. Когда впервые прозвучала песня Лены «Город», нам открылся невероятный космос ее таланта. Спустя годы это звучит так же пронзительно. После этой песни за Леной утвердился статус Богини. Еще для меня была всегда совершенно непонятной композиция «Белая змея». Наташи