Нормальный мужчина XXI века: какой он? Часть 2. Фаллоцентризм
В мир несомненно приходит новый тип маскулинности. Но в чем же ее отличия? И каково это — быть мужчиной XXI века? Мы продолжаем отвечать на эти вопросы серией статей по книге Игоря Кона «Мужчина в меняющемся мире» (издательство «Время»).
Предыдущая статья из цикла по книге Игоря Кона «Мужчина в меняющемся мире» (издательство «Время») был посвящена парадоксам и противоречиям маскулинности. Теперь же поговорим о фалло- и логоцентризме в контексте истории и культуры.
Альтернативные маскулинности. Исторический экскурс
Практически любой архетип маскулинности противопоставляет мужское начало женскому по двум признакам — сексуальности и рациональности.
Маскулинность везде отождествляется с сексуальной потенцией. «Мужская сила» — прежде всего сексуальная сила, а «мужское бессилие» — это сексуальное бессилие (импотенция). Как гласит Каббала, в яичках «собрано все масло, достоинство и сила мужчины со всего тела» (Onians, 1951). Многие народы считали кастратов не только биологически, но и социально неполноценными. Оскопить мужчину значило лишить его власти и жизненной силы. По Ветхому Завету, «у кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне» (Второзаконие 23:1).
Вопрос о гендерном статусе кастратов — можно ли вообще считать их мужчинами? — оживленно дебатировался в Средние века. Мужская сексуальность всегда была предметом культа. Фаллос — символическое обозначение мужского полового члена, которого у женщин по определению нет и быть не может. Отсюда такие понятия, как фаллократия (социальное господство мужчин) и фаллоцентризм (универсальное положение фаллоса как культурного обозначающего). В отличие от пениса, который обозначает реальную часть мужской анатомии и поэтому может иметь разные размеры и формы, фаллос нематериален — это обобщенный символ маскулинности, власти и могущества. Он всегда большой, твердый и неутомимый.
Как и женские гениталии, фаллос имеет репродуктивное, детородное значение, в том числе — космическое (оплодотворение всей природы)
Например, древнегреческий бог Приап, который сначала почитался в виде сучка или осла, в Древнем Риме был включен в число богов плодородия и стал стражем садов.
Пережитки таких верований сохранились во многих народных обычаях вплоть до ХХ в. Например, у болгар в Добрудже хозяин, подготавливая телегу и семена для первого посева, должен был держаться за свой член — иначе не дождаться хорошего урожая. В некоторых регионах России мужики сеяли лен и коноплю без штанов или вовсе голышом, а на Смоленщине голый мужик объезжал на лошади конопляное поле.
Белорусы Витебской губернии после посева льна раздевались и катались голыми по земле. В Полесье при посадке огурцов мужчина снимал штаны и обегал посевы, чтобы огурцы стали такими же крепкими и большими, как его пенис, и т. д. (Агапкина, Топорков, 2001; Кабакова, 2001).
Фаллические культы символизируют не столько плодородие и сексуальное желание, сколько могущество и власть. Фаллосу приписывается охранительная сила. В Древнем Риме маленькие дети носили на шее фаллические амулеты как средство защиты от сглаза и всякого иного зла. В Скандинавии фаллические статуи ставили рядом с христианскими церквами вплоть до XII в. Множество фаллических изображений можно по сей день встретить в Сибири и странах Азии.