На изящном: история «Ночных птиц» Эдварда Хоппера — картины, повлиявшей на кинематограф
Искусствоведы не жалеют эпитетов для предшественника поп-арта Эдварда Хоппера: его называют и «архитектором одиночества», и «мечтателем без иллюзий», и «поэтом пустых пространств». В постоянной рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова разбирается, какой мир конструировал художник в своих полотнах и почему его обожают великие режиссеры.
Внимание, вопрос: что объединяет фильмы «Психо» и «Окно во двор» Альфреда Хичкока, «Синий бархат» и «Твин Пикс» Дэвида Линча, и даже «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера — помимо их роли в искусстве? Весьма специфический визуальный стиль, появившийся благодаря одному американскому художнику-реалисту — Эдварду Хопперу. Наибольшее влияние оказало самое известное его полотно «Полуночники», Nighthawks, что дословно переводится как «Ночные птицы». Объясняем, почему эти птицы не дают кинематографистам покоя.
«Полуночники» появились в турбулентное время: Хоппер начал работу над картиной после нападения Японии на Перл-Харбор и вступления США во Вторую мировую войну, а закончил, по данным дневника, который вела его жена Джозефина, 21 января 1942 года, через несколько недель после бомбардировки военно-морской базы.
В то время жители США, едва начавшие оправляться от Великой депрессии, снова ощутили подавленность и страх, усугублявшиеся тем, что после вступления в войну правительство США отказалось от политики изоляционизма и начало масштабную пропагандистскую кампанию с лозунгом «Помните о Перл-Харборе!». Шансов спрятаться от новой действительности не было ни у кого.
Есть много версий, почему Хоппер написал картину с таким сюжетом, но, как ни странно, никто из исследователей не связывает витавшие в воздухе военные настроения с пустотой изображенных улиц и мрачностью персонажей.
Согласно биографу Хоппера, Гейлу Левину, «Полуночники» были написаны по мотивам рассказа Эрнеста Хемингуэя «Убийцы» (1928), в котором описывается встреча наемных убийц в закусочной.