NFT-токены: очередной хайп или будущее рынка интеллектуальной собственности?
Инвестирование в цифровое искусство — один из горячих и обсуждаемых трендов в сфере интеллектуальной собственности. Зарабатывать в виртуальном мире стали не только маститые художники или популярные певцы, но и те, кто вчера совсем не был известен. Успешно продаются и ставят ценовые рекорды как картины, так и фото, коллажи, gif-анимации, музыка. Не в последнюю очередь благодаря активному использованию NFT-токенов — цифровых сертификатов, подтверждающих право на владение активом. Это стало одной из тем форума IPQuorum-2021: Tech for Content.
В чем заключаются причины, каковы преимущества, риски и перспективы «токенизации» современного искусства? Эти вопросы обсуждались на IPQuorum-2021: Tech for Content*, прошедшем в Технопарке Инновационного центра «Сколково» в конце апреля. Представляем три точки зрения на тренд — от специалиста по технологии блокчейн, криптоэнтузиаста и художника, создающего цифровые объекты.
«Ситуацию можно сравнить с айсбергом, большая часть которого скрыта под водой»
Павел Приголовко, директор по стратегии компании NON Labs
NFT* на данный момент — чистый хайп (резкая популярность — прим. ред.). Впрочем, все новое начинается с хайпа, и требуется время, чтобы «пена» улеглась, а хайп перешел бы в здоровое русло. Чем больше людей выйдут на этот рынок, совершат ошибки, быстрее научатся и станут осторожнее в сделках, тем лучше. Ну а высокий уровень нынешнего хайпа в этой сфере во многом объясняется тем, что владельцы криптовалют пожелали инвестировать сюда миллионы, появившиеся резко и ниоткуда. Их можно понять: офлайн-приобретения сопряжены с рисками и большими затратами. Иное дело покупка цифрового актива: одно нажатие кнопки на смартфоне — и ты счастливый обладатель виртуального объекта искусства. Раскруткой NFT-продаж также занимаются коллекционеры, владельцы аукционных домов и художники. Такие профи работают на то, чтобы стоимость цифровых активов год от года росла. Иначе какой прок от инвестиций?
Понятно, что для коллекционеров и вчера, и сегодня важен сам факт владения предметом искусства, и в этом смысле цифровой актив лучше офлайнового: не требуется поддерживать специальные климатические условия, платить охране, проводить реставрации и т. д. Онлайн-коллекционирование — это владение в самой что ни на есть чистой форме. Но сейчас ситуацию можно сравнить с айсбергом, большая часть которого скрыта под водой. Пока получается, что владелец цифрового шедевра имеет ссылку на объект, хранящий где-то в сети, но теоретически его собственность можно скачать и опубликовать — NFT ведь находятся в открытом доступе.
Прежде с проблемой удостоверения подлинности и принадлежности произведений неплохо справлялись сертификаты с цифровыми подписями. И даже мысли ни у кого не возникало, что можно было бы продать какую-то веб-страницу за десятки миллионов долларов. Все изменили легкие большие криптоденьги, с одной стороны, и развитие децентрализованных платформ, с другой. Онлайн-система сертификации базируется на группе централизованных удостоверяющих площадок. Теперь же появилась возможность сделать процесс децентрализованным. Неудивительно, что процесс развития децентрализованных платформ начали с денег. При этом я хотел бы разграничить понятия «децентрализация» и «криптовалюта», «блокчейн». Последние два несут на себе негатив спекулятивных ожиданий последних лет. Технологическая ценность большинства существующих на сегодняшний день криптовалют — ноль, так как все они — клоны друг друга. На горизонте нескольких лет часть из этих проектов потеряет свою ценность. Но децентрализация — это составляющая нового технологического уклада, в который человечество пока не вступило, но уже на пороге. В финансовой сфере люди от приверженности к одной валюте перейдут на множественность ценностей. Думаю, это породит большие проблемы для регуляторов всего мира. Что ж, не в первый раз человечество сталкивается с технологиями, с которыми не знает, что делать.