Неизвестные в масках и угроза убийством. Как в Москве по кускам разбирают дома, в которых живут люди
На западе Москвы разгорается конфликт, который напоминает боевые действия, — в нем участвуют неизвестные в масках, активисты, полиция, ополченец ДНР и городские власти. Местные жители уверены, что застройщик вместе с властями сносит дома, в которых живут люди, при этом застройщик все отрицает, а власти молчат. Спецкор «Сноба» Алексей Синяков разобрался, почему местные жители не хотят переезжать из корпусов, в которых почти никто не живет, кто разбирает их дома по частям и есть ли у них право остаться в своих квартирах
Первая драка
Рядом с кирпичной 4-этажкой валяются стекла, куски фанеры и обмотанная утеплителем труба горячего водоснабжения. По двору дома проезжает иномарка с двумя мужчинами в масках, которые пристально разгадывают гуляющих через стекла, держа минимальную скорость.
Ближе к вечеру во двор, исследованный патрулем неизвестного назначения, спускается местный житель Савелий Рожков, который бегло оглядывает соседние здания — корпуса 1 и 3 дома №22 по улице Ивана Франко: в большинстве квартир уже несколько дней нет окон и балконных дверей. Савелий наблюдает, как их число с каждой неделей увеличивается. У мужчины небольшая ссадина на щеке, которую он получил 4 июня, когда эти балконы срезали, а окна вынимали. Несколько лет назад он стал одним из самых активных защитников корпусов, запланированных к сносу, а теперь может оказаться фигурантом уголовного дела — пытаясь защитить от разбора дома, в которых еще живут люди, он попал в полицию.
«Я просматривал соседский чат и в 13 часов увидел сообщение от жителей 1 корпуса: “к нам пришли грабить”, — Савелий пересказывает обстоятельства пятницы. — Трое рабочих срезали балконы и окна в пустых квартирах». Их действия со двора, по словам Рожкова, контролировал некий Евгений Мордовин. «Я спросил у мужчин, откуда они. Мужчины мне ответили, что они из ПИКа. Тогда я понял, что это мародеры, потому что у ПИКа нет никаких прав портить имущество, — продолжает Савелий. — Я вызвал на место полицию. Тогда рабочие попытались уехать на “газели”, а я попытался их остановить, встав перед машиной. Водитель решил поехать вокруг двора, им на помощь прибежал Мордовин. Он повредил мне глаз и оставил синяк. Затем из машины выбежали трое и тоже принялись меня бить».
Савелий говорит, что это было групповое избиение. После случившегося он попросил полицию привлечь к ответственности мужчин за нападение, грабеж и воровство. В компании ПИК подтвердили, что Мордовин является их сотрудником. Но пресс-служба рассказала «Снобу» иную версию событий: «Со слов Мордовина, он не нападал на Рожкова, а напротив, Рожков напал на него, нанес травму и разбил очки. Более того, около отделения полиции к Мордовину подошел житель Кунцева Алексей Соболев, который, обнажая оружие, угрожал его убить. Со стороны Мордовина написаны заявления в полицию <…>. В настоящее время Мордовин находится на больничном».
Алексей Соболев, которого обвиняют в угрозе расправы, — бывший участник боевых действий на юго-востоке Украины со стороны ДНР. Он живет в соседнем дворе, но помогает Савелию противостоять разбору домов, потому что считает, что «их жителей продали вместе с корпусами ПИКу, как крепостных». Соболева не в первый раз обвиняют в угрозах оружием. В 2020 году он участвовал в протестах против строительства дублера Кутузовского проспекта, по его словам, представители подрядчика заявили, что он угрожал им пистолетом. Однако полиция не нашла фактов угроз. «Все делается по одной и той же схеме, такая же стандартная гадость, — уверен Соболев. — Мордовину и компании я на месте объяснил, что если они занимаются мародерством, то будут задержаны до прибытия полиции. При этом пистолет (Соболев утверждает, что имеет на него лицензию. — Прим. ред.) я из кобуры я не вынимал — ведь если его достаешь, то надо стрелять. А когда полиция приехала, Мордовин и его люди подбежали к машине и стали кричать, что я угрожал им оружием. В ПИК должны понимать, что это клевета. Они за нее ответят в суде».
Соболев, защищающий от разбора дома с жителями, решил баллотироваться в депутаты Государственной думы. Он говорит, что на него было уже два странных покушения, когда он в 2019 году участвовал в предвыборной кампании в Мосгордуму.
«На меня пытались два раза нападать толпой. Я связываю это с моей деятельностью, так как в предвыборной программе я обещал принять меры для начала уголовного преследования ПИКа и обещал жителям компенсацию материального ущерба от застройщика».
С чего все началось
Конфликт между 47–48 кварталами Кунцева, городскими властями и застройщиком начался в 2017 году. Тогда правительство Москвы утвердило проект планировки их территории: в документе дом Савелия (22, корп. 4) вместе с корп. 1–3 попали в список под снос. В постановлении правительства говорится, что жители ликвидированных домов должны быть переселены в новые квартиры, а земля уже поделена под новое строительство.
Дома не относятся к программе реновации — реконструкция кварталов была предусмотрена еще при Лужкове в 1996 году: тогда городские власти заключили инвестконтракт на реконструкцию с компанией «Кунцево-инвест». А потом, как рассказал «Снобу» муниципальный депутат Вадим Сокуренко, права на контракт перешли к компании «Монетчик». Согласно данным СПАРК, обе компании связаны с ПИК: все пять тысяч акций первой (на 31.12.2019) принадлежат «ПИК Инвестпроект», 99% акций второй (на 31.12.2020) — ООО «ПИК-корпорация» и 1% — ПАО «Группе компаний ПИК». Жители, которые отказались переселяться, и муниципальный депутат говорят, что проект планировки был принят незаконно, а ПИК мог превысить свои полномочия.