Дамские романы: как две сестры создали компанию стоимостью $225 млн, придумывая мобильные игры «для девочек»
Близнецы Анна и Мидзуки Накадзима, не имея опыта в IT, создали компанию — разработчика мобильных игр, которая провела одно из самых мощных IPO этого года в Японии. Журнал Time включил сестер в список Next Generation Leaders. Рассказываем, как ставка на женскую аудиторию и интересные истории позволила сестрам заработать по $141,5 млн
Компанию по производству мобильных игр Coly Inc. основали в 2014 году сестры Анна и Мидзуки Накадзима. Ни у одной из них не было опыта в IT: Анна работала в газете Sankei, Мидзуки — в инвестиционном подразделении Morgan Stanley MUFG Securities Co. Через год они выпустили первую игру, а еще через шесть лет, в феврале 2021 года, провели IPO. За первый же день торгов стоимость акций выросла вдвое, а капитализация компании превысила $225 млн.
Все это при том, что в Японии женщины возглавляют только 8% компаний и менее 5% компаний-разработчиков ПО. По данным консалтинговой компании Teikoku Databank, большинство женщин «добираются» до руководящих постов в компаниях только к 45 годам или позже, причем многие — благодаря родственным связям или наследству. Строить карьеру наравне с мужчинами или получить инвестиции на развитие бизнеса женщинам в Японии непросто. В рейтинге гендерного равенства Всемирного банка страна занимает 81 место из 190.
На этом фоне сестры кажутся аномалией: предпринимательницы в 25 лет основали, а в 32 года вывели на биржу IT-компанию, в которой женщины составляют 25% совета директоров, более 70% руководителей и примерно 75% от общего числа сотрудников (всего их 240). Гендерный состав — причина успеха Coly Inc., ведь подавляющее большинство аудитории ее игр также составляют женщины.
Игры, в которые играют женщины
В 2014 году, когда сестры Накадзима начали свой бизнес, разгорелся геймергейт — он начался как скандал вокруг обвинений в адрес программистки, которая якобы спала с журналистом ради положительных отзывов на игру, но вылился в масштабную травлю женщин, работающих в геймдеве. Казалось, что за прошедшие годы многое изменилось (в том числе благодаря движению #MeToo и другим проявлениям фем-активизма). Однако такие события, как забастовка сотрудников и последующее отстранение от работы операционного директора Riot Games в 2019 году или увольнение креативного директора Ubisoft в 2020-м (в обоих случаях все началось с обвинений в сексизме), показали, что игровая индустрия по-прежнему может быть довольно враждебной по отношению к женщинам.