Не страх, а восхищение. Боится ли Кремль Рамзана Кадырова
Скандальная история противостояния Рамзана Кадырова с семьей бывшего чеченского судьи Сайди Янгулбаева выделяется даже на фоне всех предыдущих похождений главы Чечни. У Кадырова уже давно есть совершенно законченный образ, но этот сюжет, кажется, добавил к привычной картине еще щепотку безумия — которое в Кремле, впрочем, вовсе не считают таковым.
О Сайди Янгулбаеве и его семье, честно говоря, широкая публика никогда ничего вплоть до этой истории не знала. Мало ли в Чечне тех, кто чем-то не понравился главе и был вынужден бежать из республики?
Это уже потом, когда разгорелся скандал, появилась предыстория — один из сыновей судьи Янгулбаева несколько лет назад написал в соцсетях что-то, что не понравилось Кадырову, дальше развернулся прискорбно классический сюжет с избиениями и травлей, судья вынужден был уйти в отставку, семья уехала в Нижний Новгород. Подобных историй, связанных с Кадыровым, немало. Кто-то в таких случаях бежит за границу, а массовый зритель все это предпочитает не замечать, потому что все равно непонятно, что со всем этим можно сделать, и проще сделать вид, что ничего не происходит, чтобы не было войны.
Поэтому для него, для зрителя, история началась с того момента, как некие люди в масках и с оружием ворвались в нижегородскую квартиру Янгулбаевых, предъявили постановление о принудительном приводе на допрос по какому-то, как говорят адвокаты, совершенно постороннему делу и силой увезли в Грозный супругу судьи Зарему Мусаеву, которую вскоре арестовали за «применение насилия в отношении представителя власти».
Что здесь может озадачить?
Во-первых, наверное, реакция Рамзана Кадырова. На возмущение граждан в свой адрес он не смутился и не стал говорить, что ни при чем, а все подтвердил и даже кое-что добавил: да, мол, жена Янгулбаева у меня, я сделал это специально, и вообще собираюсь разобраться и со всем семейством, поскольку считаю их пособниками террористов — «Им место или в тюрьме, или под землей». А заодно записал в пособники еще и Игоря Каляпина из «Комитета против пыток» с Еленой Милашиной из «Новой газеты». Призываю, говорит, этих шайтанов тоже задержать и судить.
Во-вторых, реакция Кремля. Когда удивленные журналисты, как всегда, побежали интересоваться мнением Дмитрия Пескова, то для начала услышали, что он находит историю «фантастической», а потом, когда все прямо подтвердил уже сам Кадыров, путинский пресс-секретарь и вовсе принялся говорить что-то невероятное: это все, мол, его личное мнение, на которое он как гражданин имеет право, Кремль за этой ситуацией следить вообще не считает нужным, вмешиваться не собирается, а если есть какие-то вопросы, обращайтесь в полицию. Что, конечно, иначе как издевательством не назовешь.
В-третьих, дальнейшее развитие событий: Рамзан Кадыров устроил в Грозном специальный митинг на тему «судью на мыло», на который собрал, как говорят официальные СМИ, аж 400 тысяч человек. На митинге сжигали портреты Янгулбаевых, публично проклинали всю семью от имени чеченского народа, а сам Кадыров перевел все в религиозную плоскость — теперь, по его версии, чеченцы собрались защищать от Янгулбаевых ислам, поскольку кто-то из сыновей судьи, по его утверждению, нелестно отозвался о представителях мусульманского духовенства. В окружении Кадырова также считают, что сыновья судьи причастны к Telegram-каналу «1ADAT», критикующему чеченские власти.