Не кочегарки и не плотницы: как женщины осваивают запрещенные раньше в России профессии
Список запрещенных для женщин профессий устарел: работодатели хотят нанимать женщин машинистами и мотористами, а шума, подъема тяжестей и других нагрузок хватает и в разрешенных профессиях. Forbes Woman поговорил с героинями, которые отвоевали свое право водить поезда, фуры и суда
С 1 января 2021 года в силу вступил приказ Министерства труда и социальной защиты об утверждении сокращенного списка профессий, ограничивающих применение труда женщин. Теперь в перечень входит не 456, а 100 специальностей. Женщины могут работать водителями большегрузных автомобилей и сельскохозяйственной спецтехники, слесарями по ремонту автомобилей, быть боцманами и шкиперами на судне, выполнять работы на высоте свыше десяти метров, занимать должность машиниста электричек, скоростных поездов и поездов метро.
«В наше время, мы считаем, должен быть выбор у всех: заниматься и работать там, где он хочет, независимо от пола. Поэтому мы очень рады, что Московский метрополитен одним из первых в Российской Федерации дает женщинам возможность получить новую профессию», — заявил заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов 3 января 2021 года на первом пуске поезда с машинистом-женщиной.
К производствам, работам и должностям, на которых до сих пор ограничивается применение женского труда, относятся сферы:
- химического производства,
- подземных работ,
- горных работ,
- металлообработки,
- бурения скважин,
- добычи нефти и газа,
- черной и цветной металлургии,
- радиотехнического и электронного производства,
- производства,
- ремонта и обслуживания летательных аппаратов,
- судостроения и судоремонта,
- производства целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них,
- производства цемента,
- производства теплоизоляционных материалов,
- полиграфического производства,
- текстильной и легкой промышленности,
- пищевой промышленности,
- железнодорожного транспорта
и некоторые другие.
При этом в перечисленных сферах женщины могут занимать позиции руководителей, научных или медицинских специалистов, которые не выполняют физической работы.
Перечень производств, работ и должностей с вредными и/или опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, впервые был утвержден в 1978 году и обновлен в 2000-м, последняя редакция и действовала до недавнего времени. Заявленной целью при его принятии была защита женщин. И сейчас критериями при пересмотре перечня, как сообщали в Минтруде, стали факторы, «опасные для репродуктивного здоровья женщин, влияющие на здоровье будущего поколения и имеющие отдаленные последствия».
Однако подтвержденных исследованиями доказательств того, что запрещенные профессии влияют на репродуктивное здоровье, не приводится. Во всяком случае, государство не представило их в свое время Комитету ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ ООН). В 2016 году КЛДЖ признал, что Россия нарушила «Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» в деле Светланы Медведевой, которая в 2012 году не смогла устроиться в ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» на должность моториста-рулевого, хотя имела диплом по специальности. Комитет заявил, что, во-первых, запреты отражают консервативные представления о ролях и обязанностях женщины и мужчины в семье и обществе и закрепляют за женщиной главным образом роль жены и матери, что подрывает ее социальный статус и перспективы образования и карьерного роста. Во-вторых, нужно не ограничивать людей по признаку пола, а стимулировать работодателей улучшать технологии, чтобы профессии становились безопасными.
До кейса Медведевой, которая вместе с экспертами Антидискриминационного центра (АДЦ) «Мемориал» проходила инстанции российских судов и обращалась в ООН, было дело Анны Клевец: она пыталась добиться признания дискриминационным запрета на работу женщин машинистами метро. В 2009-м Верховный суд принял решение не в ее пользу. К слову, дело Медведевой ВС отправил на пересмотр, и в 2017-м Самарский районный суд счел отказ в приеме ее на работу дискриминационным, признав верховенство международного права над российским.
После Медведевой в борьбу включились дальнобойщицы во главе с Евгенией Марковой. Они написали открытое письмо уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой. Москалькова заявила, что список надо пересмотреть.
И Светлану Медведеву, и Евгению Маркову поддерживал АДЦ «Мемориал», который проводит долгосрочную кампанию Alljobs4allwomen.
«Мы хотели добиться большего, потому что сама идея запрета профессий для женщин, не важно, вредны они или нет, дискриминационная, — говорит эксперт «Мемориала» Стефания Кулаева. — Рожать не обязанность, а право женщины, требующее защиты, но не ограничений. Мужчины тоже могут потерять репродуктивные способности на некоторых видах работ, например на атомных подводных лодках. Тем не менее мужчинам их не запрещают».
«Однако такому шагу, как сокращение, мы тоже рады. Одним из тезисов было то, что женщинам и не нужны запрещенные профессии, но это не так. Например, транспортные профессии очень востребованы. Мы гордимся боровшимися женщинами. То, что женщины повели поезда метрополитена и РЖД, — огромное достижение», — добавляет она. По словам Кулаевой, некоторые работодатели поддерживали правозащитников, например РЖД и морской профсоюз. Они были вынуждены выполнять требования, но при этом хотели брать женщин на работу.
«Сегодня мы видим, что все девушки, как заканчивающие учиться на профессию, так и уже приступившие к работе, настроены не останавливаться на достигнутом. На экзаменах девушки демонстрируют даже более успешные результаты, чем мужчины», — рассказала Forbes Woman советник генерального директора — председателя правления ОАО «РЖД» Ирина Костенец.
Правда, общество, в отличие от работодателей, относится к нововведениям по-разному и не всегда готово их принять. Так, много дискриминирующих комментариев появилось в соцсетях, когда 3 января на Филевской линии метро отправился первый поезд с машинистом-женщиной. На странице метрополитена во «ВКонтакте» пользователи писали, что женщин нельзя допускать к управлению составами и теперь им «страшновато» ездить в метро. Среди комментаторов были как мужчины, так и женщины. «Я согласна с тем, что надо объявлять, что метро поездом управляет дама, что бы можно было пропустить его, и поехать на нормальном, то же касается самолетов», — написала одна из пользовательниц соцсети (орфография и пунктуация сохранены).
Между тем в списке еще остались профессии, за которые нужно бороться. Женщины по-прежнему не могут быть ни спасателями на воде, ни пожарными. При этом работающие в этой сфере женщины есть, рассказывает Кулаева. Так, одной спасательнице пришлось уехать за границу, где женщин среди таких специалистов много. Девушка успешно работает в другой стране и обучает коллег-мужчин.