Не держим марку
Иностранные бренды стали реже приходить в Россию
В 2018 году может быть установлен новый антирекорд по активности иностранных торговых брендов в нашей стране, как минимум с 2013 года. Зато к их российским конкурентам арендодатели стали более благосклонны.
Входа нет
Исходя из динамики за январь—сентябрь 2018 года, активность международных торговых брендов, выходящих на российский рынок, в текущем году может стать самой низкой за последние пять лет, считают опрошенные РБК аналитики по торговой недвижимости и ретейлу. Так, по данным Colliers International, с начала года в России появилось всего 19 новых зарубежных брендов (еще восемь находятся «на разных стадиях готовности» к открытию своих первых монобрендовых магазинов) против 55 за весь 2017 год. Похожую оценку приводит Надежда Мартынова, руководитель отдела услуг ретейлерам JLL: 21 международный бренд за девять месяцев и почти в два раза больше (38) за аналогичный период прошлого года. В JLL считают, что результат 2018 года окажется наихудшим с 2013-го, превзойдя лишь 2012 год, когда на рынке появилось только 18 новых брендов.
В CBRE говорят о появлении 15 новых брендов против 35 открытий в год в 2016–2017-м. «Можно предположить, что динамика по итогам полного года будет чуть ниже, чем в предыдущие», — соглашается с коллегами руководитель направления аренды торговых помещений по Москве и Московскому региону CBRE Александра Чиркаева.
«В 2018 году мы также отмечаем снижение числа новых брендов, выходящих на российский рынок, — говорит директор по развитию бизнеса Cushman & Wakefield Ольга Ясько. — Тенденция, которую мы видим в текущем году, — это и есть отражение кризиса». Как поясняет Ясько, выход ретейлера занимает обычно около двух-трех лет: те, кто хотел выйти в Россию в 2014 году, когда рынок был на подъеме, как раз открыли магазины в 2016–2017 годах, а статистика 2018 года отражает тот факт, что после кризиса желающих работать в нашей стране стало меньше. Впрочем, как отмечает Чиркаева, текущую ситуацию не стоит расценивать как свидетельство того, что международные компании перестали развиваться в России совсем. «Разве что американских брендов сейчас ждать не стоит, а европейские продолжают выходить, хотя и с осторожностью», — добавляет она.
Кто выходит в Россию
В этом году в нашу страну вернулся премиальный бренд сумок и аксессуаров Coach, открылся магазин одежного Karl Lagerfeld и парфюмерно-косметического Sephora. Также ожидается, что до конца года появится принадлежащий группе H&M бренд одежды COS и откроется парк развлечений DreamPlay от студии DreamWorks.