Учить всему всех всеми
Нарастающее усложнение современного мира — это системный вызов образованию на глобальном уровне. Все ищут ответы на один и тот же набор вопросов: учить чему, как и кем. И как сделать так, чтобы найденные в моменте ответы сохранили свою актуальность хотя бы завтра. Одним из результатов такого поиска становится формирующийся тренд на универсализацию инструментальных онлайн-платформ.
Предметность или меж-, а то и метапредметность, грамотность или гибкие навыки, школьные учителя, коучи или менторы, класс или дом… Каковы бы ни были ваши предпочтения, если вы используете дистанционное обучение, вам — что педагогу, что студенту — нужны одни и те же онлайн-инструменты: видеоконференция с записью, электронная доска для совместной работы, личный кабинет с инструментами планирования — это минимум. Еще могут понадобиться маркетплейс педагогов и/или учебных курсов, конструктор курсов и автоматическая — на основе алгоритмов машинного обучения — система персональных рекомендаций по их выбору. Возможно, профессиональная социальная сеть. Все или большинство — последние два пункта представлены реже — этих инструментов в той или иной комплектации присутствуют на разных платформах, по сути отличающихся друг от друга особенностями позиционирования — специализацией. Позиционирование изначально определяется бизнес-гипотезой основателей соответствующих проектов, поскольку в основном EdTech является вотчиной частных предпринимателей: вот потребность какой-то социальной группы (она же неудовлетворенный спрос), вот необходимые для ее удовлетворения компетенции, вот финансирование для их реализации. А дальше — как повезет с, по сути, венчурным инвестированием. Так, через концентрацию ресурсов на чем-то абсолютно конкретном возникала сегментация рынка — преимущественно по функциональному признаку и целевой аудитории: Skype, Zoom, Jazz — видеоконференция, Miro и Miro-подобное — электронная доска, GetCourse и iSpring — B2B-курсы, «СберКласс» и «Сферум» — B2G-школы, «Алгоритмика» — смешанное обучение школьников программированию (позже добавилась математика), Tensy — моментальные per-to-peer; разобравшийся в материале объясняет еще не разобравшемуся — консультации по школьной программе (к сожалению, проект заморожен)...
Успешные проекты потихоньку расширяли линейки сервисов и аудиторий, неуспешные закрывались. А потом пришел COVID-19.
Пандемические эффекты
Системы образования сильно варьируются от страны к стране, но некоторые процессы проще иллюстрировать на глобальном уровне или зарубежном опыте. По еще допандемийным данным ЮНЕСКО и Всемирного банка, к 2030 году миру потребуется вдвое больше учителей: дополнительная глобальная потребность только в педагогах начальной и средней школы составит около 70 млн человек, притом что сейчас их общее число, включая дошкольный уровень и уровень дополнительного школьного образования, составляет 85 млн. Оценочно пандемия только усугубила ситуацию, поскольку по мере возвращения к нормальному ритму обучения требуется и оценить упущенное учениками, и каким-то образом восполнить эти потери.
По данным Национального центра образовательной статистики США, результаты проведенного в сентябре 2022 года тестирования девятилетних школьников в чтении и математике оказались наихудшими за 30 лет наблюдения. В стране это вызвало бум спроса на услуги репетиторов, причем даже тех, кто не является профессиональным педагогом и сам воспринимает репетиторство как подработку: например, на платформе Wizant такой эксперт может заработать больше $100 за час индивидуального занятия.
Кроме того, например, в США и Великобритании для выправления ситуации удалось организовать государственно-частное партнерство. В рамках британской National Tutoring Program (NTP) частные и изначально B2C репетиторские платформы, по сути, добавили в свой арсенал B2G-услугу: школа и частный репетитор последовательно занимаются с учеником, обмениваясь информацией и координируя свои действия в зависимости от его прогресса. Оплата услуг частных репетиторов субсидируется.
Аналогичная инициатива the National Partnership for Student действует в США, где ее технологическим оператором является крупнейшая в стране репетиторская платформа Varsity Tutors. Причем такое сотрудничество оказывается взаимовыгодным не только с точки зрения выправления кризисной ситуации или дополнительного заработка, но и с точки зрения эффективности репетиторской деятельности: недавнее исследование Анненбергского института Университета Брауна показывает, что для того, чтобы оказывать наибольшее влияние на результаты обучения, программы репетиторства должны быть «связаны с деятельностью в классе, согласованы с учебным планом и стандартами и обеспечивать взаимодействие педагогов».