Истории наших героинь, которые работают помощниками машиниста

ЛизаБизнес

«Хочу управлять электропоездом!» Спецрепортаж к 8 Марта

В мире почти не осталось исключительно мужских профессий. И истории наших героинь, которые работают помощниками машиниста, только доказывают этот факт

Текст: Махаббат Сердалина

Cейчас на поездах Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) в Москве, области и регионах работают 1200 машинистов и столько же их помощников. В будущем потребность в кадрах будет только расти – идет подготовка к запуску двух новых диаметров, МЦД-3 и МЦД-4. Для работы на этих проектах компания проводит дополнительную подготовку 300 машинистов и набирает 700 помощников, среди которых могут оказаться и девушки. В ЦППК такие счастливицы уже есть! Мы попросили их рассказать, почему они решили пойти в эту сложную профессию, как шли к мечте и приняла ли семья их выбор.

Анастасия Маслова

Было страшно, ведь в составе за моими плечами одиннадцать вагонов с пассажирами.

Я родилась в Москве. В моей семье никто не был связан с железной дорогой, меня просто с детства привлекала романтика поездов. Однако я никогда не думала, что когда-то сама смогу стать частью этого интересного мира. После школы поступила учиться на экономиста в Плехановскую академию. После работала по специальности два года. Тогда и поняла, что мне не подходит работа в офисе с бумагами. В этот переломный момент увидела статью в газете о наборе на обучение профессии «машинист». Информация показалась интересной, но все же я мечтала именно о пригородном транспорте, поэтому пропустила ее. Через пару дней друзья сообщили, что в ЦППК тоже есть возможность для девушек пройти обучение. Вот тогда пошла, не задумываясь, – ведь это было именно то, чего я хотела. Мой молодой человек тоже машинист, поэтому он во всем меня поддерживает. Например, во время обучения мне было страшно – не спала ночами, боялась, что что-то не выучу, забуду. Но благодаря его заботе и поддержке близких все получалось.

Когда началась практика, я ощутила всю ответственность этой профессии. Было страшно, ведь в составе за моими плечами одиннадцать вагонов с пассажирами. Но так было только поначалу, коллеги-машинисты поддерживали меня и с пониманием реагировали на вопросы – объясняли, если мне что-то было непонятно. Сейчас я управляю поездами на Савеловском и Белорусском направлениях намного увереннее.

За время работы были разные случаи. Помню, однажды женщина перебегала пути прямо перед отправляющимся поездом, и если бы не моя внимательность и быстрая реакция, произошло бы непоправимое.

В начале февраля я сдала внутренний экзамен на профессию «машинист электропоезда». В перспективе – сдать экзамен в Ространснадзоре и получить права на управление подвижным составом. Так что скоро еще на одну женщину-машиниста в ЦППК станет больше.

Вера Белоус

Пару раз уходила с обучения в слезах.

Я родилась в Ростовской области. От железнодорожной тематики была далека, но мне нравилась техника – любила проводить время с папой в гараже. Так уж вышло, что сначала отучилась на юриста. Поработала по специальности и поняла, что душа просит чего-то другого. Я даже не думала о железной дороге, но потом на глаза мне попалось интервью с девушками-машинистами. И я загорелась идеей. В Ростове ускоренных курсов по обучению на эту специальность не нашла – только длительное высшее или среднее образование. Поэтому позвонила в Колледж московского транспорта, где мне сказали, что хотя набор в группу закончен, если потороплюсь и приеду на этой неделе, меня возьмут. Я успела.

Несмотря на то, что уже два года девушки и женщины работают помощниками и машинистами на электропоездах, реакция людей на эту профессию совершенно разная. Мои родители, например, сначала были в шоке, но когда приехали и увидели, как обстоят дела, многое поняли и перестали волноваться.

Теория мне давалась легко. Сложно стало, когда началась практика. Вокруг было много мужчин, которые, казалось, разбирались во всем шустрее. Я же была только после обучения, поэтому робела и терялась перед элементарными задачами. Пару раз уходила с «дублерки» в слезах. («Дублерка» – это практическое обучение на настоящих поездах, которые ходят по маршруту. Ученики на этих уроках выполняют роль дублера помощника машиниста. – Прим. ред.) Однажды, когда помощник машиниста рассказывал про неисправности, мне показалось, что все слишком быстро и очень сложно.

Я призналась, что, наверное, никогда не смогу освоить эту науку. В ответ услышала: «Пару лет назад, выходя на работу, я говорил то же самое. Успокойся, у тебя все получится». И он оказался прав. Свою первую поездку в качестве помощника машиниста, а не его дублера, запомнила хорошо. Это было в ноябре 2022 года. Сильно волновалась, думала: «Сейчас обязательно что-то начнется». И, действительно, началось... Но я не запаниковала, отработала блестяще – в слаженной связке с машинистом.

Сегодня все мои мысли заняты дальнейшим обучением на машиниста. Я наконец поняла, в чем мое призвание, поэтому пока не ищу отношений.

Анастасия Козияткина

Мужчины в группе на обучении подшучивали надо мной. Спрашивали, не сломаю ли я ногти?

Любовь к железной дороге мне передалась по наследству. Моя мама там работала и часто брала меня с собой в поездки. Равномерный стук колес, ароматный сладкий чай из стакана в красивом подстаканнике, мелькающие за окном пейзажи – для меня все это было чудом. После школы я поступила в Сельскохозяйственный университет им. Тимирязева, или Тимирязевку, и параллельно устроилась билетным кассиром в ЦППК.

Пойти дальше меня мотивировали статьи о женщинах-машинистах, которые своим примером доказали, что это больше не исключительно мужская профессия. Все больше ловила себя на мысли, что хочу, как они – управлять электропоездом. Стала интересоваться, как попасть на обучение. Реакция мужа на мою новую мечту была бурной. Он не хотел, чтобы я шла в такую сложную профессию. Его пугало и то, что вокруг будут одни мужчины. Но такая позиция не заставила меня отступить. Продолжая работать кассиром в ЦППК, стала учиться профессии помощника машиниста.

Технической информации было много, как и незабываемых впечатлений от поездок. Мир из кабины электропоезда выглядит другим. На обучении в группе действительно были одни мужчины. Они иногда подшучивали надо мной. Например, спрашивали, не сломаю ли ногти, нажимая на тумблеры пульта управления? Не сломала! Ни одного! Единственное, что изменилось, – стиль маникюра. Тогда я любила яркий, а сегодня длину делаю короче, а цвета – темнее.

Сейчас я получила права на управление электропоездом и в перспективе могу самостоятельно водить составы. Муж в процессе обучения поменял свое отношение – стал лояльнее, а моя четырехлетняя дочка Настенька – самая главная моя фанатка, мой талисман. Перед выходом на смену всегда ее обнимаю, а она желает мне счастливого пути. Свободное время у меня теперь тоже связано с электропоездами – дочери нравится прогуливаться вместе со мной до ближайшей к нам станции Балабаново, смотреть на красивые электрички и махать машинистам. Дома ее самая любимая игрушка – большая железная дорога. Часто мы вместе с удовольствием катаем поезда по игрушечным рельсам.

Анастасия Матяш

Ради новой работы пришлось пожертвовать длинными локонами.

Я родилась в семье военных, служила несколько лет в силовых структурах. Но всегда хотелось чего-то более необычного. Поэтому в 2012 году пришла в ЦППК. Работала сначала билетным кассиром, после – кассиром-контролером.

В 2021-м прочитала интервью девушек, которые стали помощниками машинистов электропоезда, и тоже захотела. Я рада, что у женщин появилась возможность проявить себя в этой профессии.

Сейчас с уверенностью могу сказать, что с гордостью иду на работу и наслаждаюсь ею! Теперь меня не мучает чувство, что в жизни «что-то не так». Правда, ради новой работы пришлось пойти на некоторые жертвы. Нельзя на службе распускать волосы – их надо убирать в гладкую прическу. Еще нельзя носить яркий макияж. Но я от таких запретов не страдаю. Помощник машиниста – это сложная работа. Приходится много взаимодействовать с металлом, механизмами. Тут нет времени показывать себя. Однако такой подход не мешает оставаться женщиной, ведь надо держать марку.

Иногда в нашей работе происходят опасные и стрессовые ситуации. Например, на моем направлении после новогодних праздников нетрезвый мужчина упал между поездом и платформой за несколько секунд до отправления поезда. Приложили все усилия, чтобы экстренно его вытащить – все получилось.

Такие случаи только подтверждают, что привлечению внимания к безопасности на дорогах надо уделять больше времени. Сейчас я участвую в проекте ЦППК «Железная дорога детям» – просвещаю школьников родного Орехово-Зуево и соседних населенных пунктов. Для меня это важно в первую очередь как для мамы, ведь моей дочери Ксении 8 лет. Дома я ей тоже рассказываю, как правильно переходить через пути: только в предназначенных для этого местах, не спешить и быть внимательной.

Мой супруг Артур тоже работает в ЦППК. Он – машинист. Мы, собственно, и познакомились на работе. Зимой я вышла ненадолго из кабины на конечной станции в одной кофточке, и Артур, который работал в другой бригаде, сделал мне замечание. Такая забота послужила началом нежных отношений. Когда сказала о решении обучаться дальше и тоже стать машинистом, муж спокойно воспринял эту информацию. Сейчас после смены мы часто обсуждаем рабочие ситуации, а если у меня выдался трудный день – муж всегда обнимет и пожалеет.

Екатерина Леонтович

Путь к профессии был непростым.

Мой дедушка был железнодорожником, а сама я родилась в легендарной Кубинке – подмосковной колыбели авиации. С юного возраста я пробовала себя в разных профессиях. Например, после школы хотела стать архитектором и, чтобы заработать денег на мечту, работала в пекарне – лепила настоящие шедевры из теста. Когда в 2005-м появился на свет любимый сын Влад, нужно было думать о финансовой стабильности. Тогда я успела поработать продавцом, менеджером и секретарем. В 2011 году пришла в ЦППК – и вот уже 12 лет в компании. Сначала работала кассиром-контролером, потом выросла до инструктора участка. В марте 2021 года стала помощником машиниста.

Путь к профессии был непростым. Пришлось на практике изучить подвижной состав и продемонстрировать упорство и силу характера. Претендентов оценивали, не делая скидок на пол и возраст, – помощниками машиниста могут быть только лучшие! Коллеги, друзья и родные меня очень поддерживали, за что им благодарна!

Закончив обучение и получив профессию, я закрепила знания практической работой в депо. Почти два года я помогала управлять поездами ЦППК на Белорусско-Савеловском направлении. В этой профессии меня вдохновляет потрясающий вид из окна, который открывается во время поездок. Кроме того, восхищение вызывает чудо техники – современный электропоезд. В работе с ним требуется огромное внимание и высочайшая профессиональная подготовка, ведь в кабине поезда почти столько же тумблеров, датчиков и кнопок, сколько у пилота в самолете.

В январе прошлого года я решила продолжить обучение. Летом получила права на управление подвижным составом и скоро самостоятельно буду работать машинистом. У меня уже подрастает молодая смена – 17-летний сын Владислав учится на втором курсе в Российском университете транспорта по специальности «устройство и ремонт локомотивов». Возможно, в будущем он тоже решит получить квалификацию помощника машиниста.

Фото: PR.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В носочках и под музыку В носочках и под музыку

6 приемов для лучшего секса, доказанные наукой

Лиза
Семь составляющих здорового сна: простые и сложные вещи для быстрого засыпания и легкого пробуждения Семь составляющих здорового сна: простые и сложные вещи для быстрого засыпания и легкого пробуждения

Для крепкого сна и приятного пробуждения придется соблюсти немало условий

Караван историй
Зверь с тонкой кожей Зверь с тонкой кожей

За свою карьеру Жан-Поль Бельмондо снялся в более чем 90 фильмах

Playboy
Пища для души Пища для души

Великий пост – это своеобразная «диета» души и тела

Лиза
Утомлённые школой Утомлённые школой

Почему в начале весны многие дети начинают больше болеть и хуже учиться?

Здоровье
Как воспитать ребенка с безопасным типом привязанности: 7 главных шагов — попробуйте на практике Как воспитать ребенка с безопасным типом привязанности: 7 главных шагов — попробуйте на практике

Как воспитать уверенного в себе человека? Начать с привязанности к родителям

Psychologies
Криминальный тур для искателей приключений: 6 захватывающих детективов из разных стран Криминальный тур для искателей приключений: 6 захватывающих детективов из разных стран

О таком туристические агентства не рассказывают в рекламных буклетах!

Maxim
Самые странные русские обряды: зачем запекать ребенка в печи, запрягать баб и ехать хоронить мух? Самые странные русские обряды: зачем запекать ребенка в печи, запрягать баб и ехать хоронить мух?

Какой поговоркой можно охарактеризовать русский народ?

ТехИнсайдер
Владелец Regent — о пяти слагаемых ресторанного бизнеса и винной карте Владелец Regent — о пяти слагаемых ресторанного бизнеса и винной карте

Ресторатор Алексей Пинский — о балансе меню и нюансах составления винной карты

РБК
Превентивный удар: 7 истинных причин, почему люди изменяют друг другу Превентивный удар: 7 истинных причин, почему люди изменяют друг другу

Что делать, если в жизни перестало хватать огонька?

Psychologies
Фрагмент из романа Жана-Клода Грюмбера «Жаклин Жаклин» Фрагмент из романа Жана-Клода Грюмбера «Жаклин Жаклин»

Французский драматург и сценарист Жан-Клод Грюмбер написал книгу-признание

СНОБ
Умер актер сериала «Баретта» Роберт Блейк, чья карьера рухнула из-за убийства жены Умер актер сериала «Баретта» Роберт Блейк, чья карьера рухнула из-за убийства жены

Роберт Блейк жил отшельником после трагедии с женой

VOICE
Нет, Стоунхендж на самом деле не был древним календарем: ученые ошибались Нет, Стоунхендж на самом деле не был древним календарем: ученые ошибались

По мнению ученых, в дизайне Стоунхенджа есть нечто большее, чем просто календарь

ТехИнсайдер
Зов далеких островов Зов далеких островов

Дальний Восток России — регион с обилием уникальных природных ландшафтов

Y Magazine
Эти полезные простые утренние привычки помогают женщинам худеть, ничего не делая: секреты диетологов Эти полезные простые утренние привычки помогают женщинам худеть, ничего не делая: секреты диетологов

Что нужно делать, если ты решила сбросить лишний вес, но не готова к подвигам?

VOICE
Вторые на Луне Вторые на Луне

Как продвигается работа над космической программой Artemis?

ТехИнсайдер
5 невероятных технологий будущего, которыми мы пользуемся каждый день 5 невероятных технологий будущего, которыми мы пользуемся каждый день

Еще несколько лет назад о таких технологиях только мечтали писатели-фантасты

Maxim
Физики: взрыв вулкана Хунга-Тонга «почувствовали» атмосфера и ионосфера на другом конце Земли Физики: взрыв вулкана Хунга-Тонга «почувствовали» атмосфера и ионосфера на другом конце Земли

Извержение вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай привело к колебаниям в атмосфере

ТехИнсайдер
Александр Аузан — Forbes: «Страна потеряла главный козырь» Александр Аузан — Forbes: «Страна потеряла главный козырь»

Как остановить утечку мозгов?

Forbes
С едой на С едой на

РПП: что это за зверь такой и как это расстройство проявляется?

VOICE
Как принимать витамин С Как принимать витамин С

10 продуктов и препаратов, которые не дают витамину С нормально усваиваться

Лиза
10 самых сексуальных женщин-роботов в кино 10 самых сексуальных женщин-роботов в кино

Красавицы на микрочипах поджидают тебя в лучших фантастических фильмах

Maxim
Вторая половина жизни: истории поздних браков Руперта Мердока и других миллиардеров Вторая половина жизни: истории поздних браков Руперта Мердока и других миллиардеров

Истории миллиардеров, которые решились на новые отношения в зрелом возрасте

Forbes
Нервное истощение: как распознать стресс и как бороться с ним с помощью витаминов Нервное истощение: как распознать стресс и как бороться с ним с помощью витаминов

Почему стресс вызывает дефицит витаминов и как его восполнить

Правила жизни
Эти семейные автомобили ломаются чаще всего. Список Эти семейные автомобили ломаются чаще всего. Список

Эксперты составили антирейтинг популярных моделей автомобилей

РБК
Чувствуете себя уставшим? Эти 4 продукта забирают вашу энергию! Чувствуете себя уставшим? Эти 4 продукта забирают вашу энергию!

Обратите внимание на эти 4 продукта — они могут быть виновниками вашей усталости

ТехИнсайдер
«Один маленький ночной секрет»: фильм Наталии Мещаниновой нарушил «заговор молчания» о детском сексуальном насилии «Один маленький ночной секрет»: фильм Наталии Мещаниновой нарушил «заговор молчания» о детском сексуальном насилии

Об этом стараются не говорить. Про это стараются не вспоминать

Psychologies
Боль и слова Боль и слова

Актеры сериала «Содержанки» – о любви

Новый очаг
Катя и сердца Катя и сердца

Как началась история, спасшая 4 500 детских сердец

Новый очаг
Искусство советского плаката: как Эль Лисицкий продвинул идеологию на Запад Искусство советского плаката: как Эль Лисицкий продвинул идеологию на Запад

Как Элю Лисицкому удалось прославиться на Западе и прославить при этом СССР

Правила жизни
Открыть в приложении