Заповедные новости
Когда мы слышим про чипирование животных, то обычно представляем собак и кошек, ну, может быть, ещё свиней, коров, овец и прочий сельскохозяйственный скот — его тоже чипируют. Но на самом деле вживлять чипы при должном умении можно кому угодно. Сотрудникам Жигулёвского заповедника для научных целей понадобилось чипировать змей. Раньше местных змей метили, подрезая в разных комбинациях брюшные роговые щитки. Посмотрев, как подрезаны щитки, можно было при повторной встрече со змеёй понять, какую именно особь поймали. Но со временем щитки отрастают за счёт линек и метка-подрез исчезает. А чип — это на всю жизнь. Он представляет собой датчик длиной 8 мм, изготовленный из биосовместимого стекла и введённый под кожу. Когда специальный сканер обращается к датчику, тот сообщает свой индивидуальный номер.
В заповеднике метят узорчатого полоза и гадюку обыкновенную. Узорчатые полозы — довольно редкие змеи, и об их образе жизни известно сравнительно немного. Заповедник захватывает север их ареала. Полозы не ядовиты, но их часто незаслуженно считают опасными животными, хотя местным жителям они приносят только пользу: уничтожают мышевидных грызунов в садах и огородах, одновременно препятствуя распространению геморрагической лихорадки. Гадюка ядовита, но от людей она предпочитает держаться подальше; как и полоз, она помогает регулировать численность грызунов. Исследователи рассчитывают, что благодаря чипированию получится лучше определить периодизацию размножения змей и узнать, как их периоды размножения связаны с жизненными циклами мышевидных грызунов.
Работа проводится при поддержке Российского научного фонда, грант № 24-24-00350.
Сотрудники Путоранского заповедника сообщают о результатах снегомерных работ, которые выполнялись во время экспедиций апреля—мая. Путоранский заповедник расположен в пределах плато Путорана, в северо-западной части Среднесибирского плоскогорья, южнее полуострова Таймыр. Климат там суровый, с долгой зимой, к которой обитатели заповедника очень хорошо приспособлены. Они прекрасно переносят низкие температуры, находят корм под метровой толщей снега и виртуозно прячутся от сильных ветров, метелей и пурги. Однако в последние годы зимой всё чаще случаются неурочные оттепели, обусловленные вторжениями масс тёплого воздуха. В зависимости от месяца, в котором случилась оттепель, последствия её будут разными. В начале зимы тёплый воздух разрушает молодой снежный покров, превращая его в мокрую кашу, покрывающую скалы, осыпи и полянки тундровой растительности. Застывая от приходящего следом за оттепелью мороза, мокрая снежная каша превращается в толстую, трудно пробиваемую корку, создающую диким животным массу проблем. Северные олени и снежные бараны из-за неё с трудом добывают себе пищу. Куропатки не могут полакомиться ягодами, оставшимися на кустах с осени. Лемминги и полёвки вынуждены покидать мохово-травяные гнёзда и искать себе зимние убежища среди камней, на которых корка не такая толстая. В конце зимы и весной оттепели образуют корки на поверхности снега и внутри снежной толщи. Их вред не столь однозначен, поскольку некоторым животным они помогают передвигаться, других же спасают от хищников.