Эту историю я обнаружил, изучая подшивку журнала «Нива» за 1901 год

Наука и жизньИстория

Великое переселение лошадей

Леонид Перлов

Эту историю я обнаружил, изучая подаренную мне подшивку журнала «Нива» за 1901 год. Автор неизвестен, статья, к сожалению, не подписана, а речь в ней идёт о государственном мероприятии невероятного масштаба и при этом проведённом в кратчайшие сроки, менее чем за полгода: осенью 1898-го — зимой 1899 года. Единственная статья в популярном журнале, к тому же не подписанная, не самый надёжный источник информации. По счастью, в Российской государственной библиотеке удалось обнаружить солидный том официальных материалов на эту тему.

О голоде в Поволжье 20—30-х годов прошлого века написано много. Гораздо меньше известно о другом «голодном периоде» в европейской части России. Историк Н. А. Егиазарова определяет его начало 1891 годом, а окончание — 1911-м. Наиболее тяжёлым выдался 1898 год. Недород поразил несколько губерний в Поволжье и Прикамье. Коснулся он не только зерновых культур, но и кормовых трав. Заготовить достаточно корма для скота, и в первую очередь для лошадей, оказалось невозможно. Крестьяне, особенно однодворцы, попали в безвыходное положение. Кормить единственную лошадь нечем, значит, её придётся продавать, причём за бесценок: поскольку в такой ситуации оказались многие, цены на лошадей сразу упали. Но даже если удастся продать, как быть весной, когда придёт время пахоты? Нет лошади — нет полевых работ.

Информация о бедствии, угрожающем нескольким губерниям, поступила в столицу в середине лета 1898 года. И уже в июле было собрано Особое совещание под председательством министра внутренних дел И. Л. Горемыкина*. В совещании участвовали также министр финансов С. Ю. Витте, государственный контролёр и управляющий Министерством земледелия и государственных имуществ. Первым же своим решением Совещание, по предложению Сергея Юльевича Витте, предоставило Министерству внутренних дел, по согласованию с Министерством финансов, право запретить вывоз на продажу из пострадавших районов не только зерна, но и кормов — сена, жмыхов и отрубей. Предложено было также организовать покупку крестьянских лошадей по твёрдой государственной цене, а также приём их на временное содержание — «на прокорм» — с последующим возвратом по умеренной цене к началу весенних полевых работ.

* Впоследствии, в 1914—1916 годах, председатель Совета министров Российской империи.

Разницу в цене и расходы на прокорм лошадей решено было покрыть из государственных средств. О результатах работы Особого совещания доложили императору, который одобрил принятые решения и распорядился их профинансировать.

«Его императорским величеством», «высочайше повелеть соизволившим» выделить деньги из фонда, предназначенного для экстренных надобностей, в то время, уже четвёртый год, был Николай II.

Н. С. Самокиш. Скакунья, кобыла киргизской породы, приведённая из киргизских степей. Цветная хромолитография из издания Симонова и Мердера «Породы лошадей со специальным исследованием российских лошадей». 1894 год. Иллюстрация: Wikimedia Commons/PD

Организацию работы поручили Хозяйственному Департаменту Министерства внутренних дел. Директор департамента, гофмейстер и тайный советник И. И. Кабат, был назначен председателем созданной для решения проблемы Особой комиссии, а граф В. С. Татищев — её делопроизводителем (секретарём). Своих представителей в комиссию направили по распоряжению Особого совещания и другие ведомства. Так, Министерство финансов представляли генерал-майор корпуса пограничной стражи П. И. Лункевич и надворный советник В. И. Касперов; Министерство земледелия и государственных имуществ — действительный статский советник Д. П. Семёнов и статский советник А. А. Шульц; государственный контроль — коллежский советник П. С. Соколов; Главное управление Государственного Коннозаводства — коллежский советник А. Е. Архангельский и подполковник Н. П. Ревякин. В документах упоминается, что комиссия собиралась двадцать пять раз. Учитывая, что времени на выработку и принятие решений было меньше трёх месяцев, получается, что заседания проводились каждые три-четыре дня.

Были определены три основных направления работы. В первую очередь следовало организовать скупку и принятие на прокорм лошадей в пострадавших районах. Для этого кроме денег требовалось обеспечить как купленных, так и временно сданных лошадей достаточным количеством кормов. И наконец, главная задача: массовая закупка лошадей и доставка их для продажи крестьянам на льготных условиях к началу полевых работ — не позднее апреля 1899 года.

По мнению генерал-майора Лункевича, закупку лошадей следовало отложить до весны: перегон и доставку их в пострадавшие районы в зимних условиях генерал считал невозможным без недопустимо больших потерь. Кроме того, следовало соблюсти армейский принцип единоначалия, назначив одного главного закупщика со всей полнотой власти и ответственности. Однако с этим не согласился один из членов комиссии подполковник Н. П. Ревякин. Знаток лошадей степных пород, подполковник не сомневался в том, что привычные к морозам киргизские лошади выдержат суровые зимние условия. Также, с его точки зрения, закупка наверняка будет производиться в географически удалённых друг от друга районах — следовательно, одному человеку уследить за всеми работами просто невозможно. Комиссия, при всём уважении к генерал-майору, поддержала мнение подполковника, который, как в дальнейшем оказалось, был совершенно прав.

М. П. Дмитриев. Изба крестьянина Савойкина, умершего от голода, с. Мерлиновка Нижегородской губернии Лукояновского уезда. 1891—1892 годы. Фото: Wikimedia Commons/PD

К сожалению, мне не удалось найти почти никакой информации о Н. П. Ревякине, кроме той, которая имеется в сборнике государственной библиотекой. В библиографиях двух диссертаций на соискание степени кандидата сельскохозяйственных наук упоминается его статья «Степное коневодство Тургайской области и меры по его улучшению», опубликованная в «Журнале Коннозаводство» № 3 за 1898 год. Возможно, именно этим объясняется участие Н. П. Ревякина в работе Особой комиссии, а также его командировка в качестве уполномоченного по закупке именно в Западно-Сибирский район.

Было определено три района массовых закупок: Оренбургский, Уральский и Западно-Сибирский. В каждый из этих районов назначили ответственных исполнителей. В первые два — губернских ветеринаров, коллежских асессоров С. Г. Гринцера и Ф. Е. Курицына, а в Западно-Сибирский — того самого подполковника Н. П. Ревякина, занимавшего скромную должность штаб-офицера по особым поручениям при Главном управлении Государственного Коннозаводства. Разработанная для уполномоченных инструкция содержала 51 параграф и регламентировала их работу буквально до мелочей. Впрочем, в тех случаях, когда того требовали интересы дела, от инструкции можно было отходить. Из отчёта уполномоченного по Уральскому району Ф. Е. Курицына: «После зондирования почвы и рекогносцировок выяснилось, что собирать совещание в Уральске, каковое я был обязан созвать на основании §1 Инструкции, будет не только бесцельно, но даже прямо вредно. Бесцельно, главным образом, потому, что в Уральске киргизы-коневоды не живут…»

По расчётам комиссии, требовалось закупить, притом срочно, около 70 000 лошадей. Зарубежные закупки отпадали сразу — таких денег в казне просто не было. В Астраханской губернии и Области Войска Донского, где первоначально предполагалось покупать лошадей, такого их количества на продажу не нашлось, а те лошади, что были, находились в плохом состоянии после осенних полевых работ, поэтому навряд ли выдержали бы дальний перегон без больших потерь. Основную ставку сделали на киргизских лошадей, большие табуны которых имелись в Зауралье и на юге Западной Сибири.

Уполномоченные могли по своему усмотрению нанимать помощников и проводников, рабочих, специалистов-ветеринаров и вообще любой персонал, необходимый для работы. К услугам барышников, оптовых торговцев лошадьми старались не прибегать — в основном лошади закупались непосредственно у их владельцев-киргизов. И неслучайно. Вот что пишет в своём отчёте коллежский асессор Ф. Е. Курицын, уполномоченный по Уральскому району (орфография изменена. — Прим. Л. П.): «…Здесь следует упомянуть, что я явился на совещание с киргизами для них не совсем неведомым лицом. Ещё до моего приезда в Уральск, в последних числах января, среди киргизов Уральской области пронеслась молва, — каким путём туда проникшая, трудно сказать, — что у них будут покупать лошадей для крестьян голодающих местностей. Как обыкновенно бывает в тех случаях, когда определённого ничего не знают, слух этот обсуждался на все лады; причём, как я после узнал, барышники старались воспользоваться случаем и распространить про казённую закупку среди киргизов всевозможные нелепости — между прочим, пустили слух, что за купленных лошадей будут платить не деньгами, а талонами, по которым деньги будут выдаваться из казначейства с всевозможными вычетами, например, будет проводиться вычет за оказанную правительством киргизам помощь… Покупка везде проводилась без посредничества барышников, а непосредственно самими помощниками у киргизов-коневодов, и преимущественно у мелких владельцев 1—2 голов, что видно из квитанций, приложенных к отчётам помощников».

Подготовительные работы, включавшие сбор информации и разработку различной необходимой документации, заняли всё время до конца 1898 года. Главным образом задержка была связана с необходимостью получения из пострадавших губерний точных сведений о том, сколько лошадей им требуется. Таким образом, на то, чтобы закупить их, провести санитарный контроль и доставить на место первую партию, оставалось всего около трёх месяцев. И каких месяцев! Конец января и февраль в Зауралье — время жестоких морозов и снежных буранов, а в марте степь превращается в море раскисшей грязи, пересечённое к тому же разлившимися реками.

М. П. Дмитриев. Голодный год. Крестьяне у земского начальника в городе Княгинин Нижегородской губернии.1891—1892 годы. Фото: Wikimedia Commons/PD

Именно на долю ветеринарных врачей, помощников уполномоченных, непосредственно занимавшихся закупкой, пришлась наиболее трудная часть работы. Это они, в февральские морозы и снежные бураны, а потом — в мартовскую распутицу, объезжали киргизские кочевья, скупая лошадей и проводя их обследование. Вот как описывает происходившее в своём отчёте один из помощников Ф. Е. Курицына, ветеринарный врач Алексеев: «Февральские бураны сильно тормозили закупку и причинили массу хлопот, не говоря о затруднении в передвижении от одного покупного пункта к другому… Общественные запасы сена были буквально завалены снегом, и стоило немалых трудов откапывать их. Снегу было нанесено такая масса, что партия лошадей в 100—150 голов при перегонах на сборные пункты растягивалась на версту, так как лошади шли одна за другой гуськом и по брюхо вязли в снегу… Ещё большие затруднения представила внезапно наступившая распутица, довершившая злоключения помощников, кочевавших из аула в аул. До этого времени нам приходилось бороться с метелями и заносами; с этого же приблизительно времени (10 марта) разлив рек, лощин, наполненных водой и снегом, неимоверная грязь, нестерпимый холод, так как при переездах через лощины вода нередко заливалась и в тарантас, а подчас и голод — вот те факторы, с которыми нам приходилось считаться».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пути и маршруты Пути и маршруты

Знаете ли вы, что подтолкнуло Леонарда Эйлера к созданию основ теории графов

Наука и жизнь
Анти-Грета: в Германии появилась противница климатического алармизма Анти-Грета: в Германии появилась противница климатического алармизма

Наоми Зайбт, в противоположность Грете Тунберг, отрицает серьезность кризиса

РБК
Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф

Кто самый великий физик?

Наука и жизнь
Энджой. Мальчик, который молчит Энджой. Мальчик, который молчит

Мальчик не хочет разговаривать, но, кажется, он что-то видел и что-то знает

СНОБ
Алюминиевый век Алюминиевый век

История учит нас, что человечество достигло настоящей цивилизации

Наука и жизнь
Mazda CX-5. Непредсказуемый успех Mazda CX-5. Непредсказуемый успех

Кроссовер Mazda CX-5 оказался очень хорош, отлично собран и вынослив

4x4 Club
Мой Сталинград Мой Сталинград

Когда началась война, я была студенткой мединститута

Наука и жизнь
Растяжка для начинающих в домашних условиях: лучшие упражнения Растяжка для начинающих в домашних условиях: лучшие упражнения

Растяжка позволяет обрести гибкость, лёгкость и улучшает эмоциональное состояние

Cosmopolitan
Археология в 2019 году: несколько интересных находок Археология в 2019 году: несколько интересных находок

Интересные археологические находки 2019 года

Наука и жизнь
Порвался презерватив: что делать и как избежать повторения в будущем Порвался презерватив: что делать и как избежать повторения в будущем

Что делать, если порвался презерватив?

Playboy
Почему Генрих — не Генрих, а Людовик — не Людовик? Почему Генрих — не Генрих, а Людовик — не Людовик?

О проблеме перевода или огласовки иностранных имён собственных

Наука и жизнь
Тест-драйв Audi A4, Jaguar XE и Volvo S60. Благородное собрание Тест-драйв Audi A4, Jaguar XE и Volvo S60. Благородное собрание

Кто из производителей уделяет больше внимания деталям и приятным мелочам

РБК
Гаврило Принцип: террорист или борец за свободу? Гаврило Принцип: террорист или борец за свободу?

Убийство эрцгерцога Фердинанда послужило спусковым крючком Первой мировой войны

Дилетант
Как приложения для знакомств мешают нам найти свою любовь Как приложения для знакомств мешают нам найти свою любовь

Приложения для знакомств заставляют нас уставать, врать и разочаровываться

Psychologies
Сюрреализм — это я! 9 фактов о Сальвадоре Дали Сюрреализм — это я! 9 фактов о Сальвадоре Дали

Самые невероятные истории из жизни знаменитого сюрреалиста

Вокруг света
Все под контролем: на что мы можем повлиять, а на что — нет Все под контролем: на что мы можем повлиять, а на что — нет

Откуда берется уверенность, что мы управляем ситуациями?

Psychologies
Шпионские штучки Шпионские штучки

Самые запоминающиеся гаджеты Джеймса Бонда

Популярная механика
10 фактов о Бобе Марли 10 фактов о Бобе Марли

Вспоминаем самые интересные эпизоды из биографии Боба Марли

GQ
Владислав Листьев Владислав Листьев

Правила жизни телеведущего и журналиста Владислава Листьева

Esquire
Почувствовать чужую боль как свою Почувствовать чужую боль как свою

Откуда возникает ощущение, будто мы испытываем боль другого человека?

Psychologies
Пять причин перестать ненавидеть проект «Дау» и его фильм «Наташа» Пять причин перестать ненавидеть проект «Дау» и его фильм «Наташа»

Первый фильм мегаломанского проекта «Дау» показали на Берлинском фестивале

РБК
Почему мерзнут руки и ноги — не только из-за холода Почему мерзнут руки и ноги — не только из-за холода

Рассказываем, почему мерзнут руки и ноги и как с этим бороться

Cosmopolitan
Зимний город Зимний город

Эти люди разрабатывают беспилотные автомобили, пригодные для российского климата

Популярная механика
Техника “мост”, или Как развить внутреннюю чувствительность Техника “мост”, или Как развить внутреннюю чувствительность

Многие женщины хотели бы получать больше удовольствия от проникающего секса

Cosmopolitan
Тельца кормить, а Рака слушать: как влюбить в себя мужчину по гороскопу Тельца кормить, а Рака слушать: как влюбить в себя мужчину по гороскопу

Какие чарующие методы нужно освоить, чтобы влюбить в себя кого хочется

Cosmopolitan
«Неизбранные дороги» с Хавьером Бардемом и Эль Фаннинг — неуклюжая история, спасенная прекрасными актерами «Неизбранные дороги» с Хавьером Бардемом и Эль Фаннинг — неуклюжая история, спасенная прекрасными актерами

На Берлинском кинофестивале показали новый фильм Салли Поттер

Esquire
Цветы нации Цветы нации

Эти юные девушки — чемпионки по фигурному катанию

Tatler
Александр Белькович: Надо искать вкус в простоте Александр Белькович: Надо искать вкус в простоте

Разговор с обаятельным и остроумным теле-поваром Александром Бельковичем

Добрые советы
What the fake: какие предметы дизайна чаще всего подделывают в России What the fake: какие предметы дизайна чаще всего подделывают в России

Подделки, фейки, реплики, заимствования — норма жизни современного общества

Forbes
Peugeot Traveller 4х4. Моя фантомная боль Peugeot Traveller 4х4. Моя фантомная боль

Никто не ожидал от микроавтобуса Peugeot Traveller такой прыти

4x4 Club
Открыть в приложении