Как стать фотографом-натуралистом?

Наука и жизньПрирода

В видоискателе — животный мир

Олег Першин, натуралист, путешественник, фотограф

Камнешарка на гнезде. К камере она привыкла, главное, что человека рядом нет.

Где искать диких животных?

Фотографировать — делать карточки маленького брата, родителей, друзей — я начал в юном возрасте, но пройдя довольно быстро этот этап, понял, что хочу снимать животных. Почему именно животных, осознал гораздо позже. Я понял, что при правильной постановке дела дикое живое существо ведёт себя в кадре естественно — не позирует, не стремится выглядеть иначе, чем оно есть, не тиражирует «дубли на бис». И при том в кадре разворачивается история: эпизоды сменяют друг друга, никогда не повторяясь. Это захватывает и серьёзно увлекает, хотя запечатлеть в остановленном мгновении историю далеко не просто.

Каждый любитель природы, взявший в руки фотоаппарат, хочет узнать: «Как фотографировать дичь и где искать диких животных?» Начнём со второго вопроса, потому что ответ на него хотели бы получить, прежде всего, жители больших городов, которые в большинстве своём убеждены: диких животных в городе не встретишь, чтобы их увидеть, нужно отправиться в дикий лес. Я же по прошествии времени убедился как раз в обратном: чем дальше в лес, тем… дальше птицы.

Многие виды птиц, особенно из отряда Воробьинообразных — как, впрочем, и животные вообще, — гнездятся там, где их энергозатраты на добычу корма для птенцов минимальны. Если источник корма близко и он избыточен, то успешность гнездования — максимальная. Надёжными источниками, как правило, становятся места, где проживают и ведут хозяйственную деятельность люди. В таких условиях птицы и даже звери привыкают к ежедневному присутствию человека и естественным образом сокращают дистанцию, позволяя наблюдать за собой с близкого расстояния. Начинающим натуралистам надо активно пользоваться такой возможностью, чтобы познакомиться с видовым разнообразием животного мира, скажем, у себя в лесопарке, научиться различать виды и правильно их фотографировать.

Но лесопарк — всё же не зоопарк. Обитатели городских лесопарковых угодий остаются дикими, и даже если синицы и поползни сидят у вас на руках или на голове, вы должны понимать: причина их терпимости — вкусный и энергетически ёмкий корм для птенцов и пропитание в суровое зимнее время. В черте города животные быстро привыкают к тому, что человек не представляет для них явной угрозы. А вот попробуйте подойти в густом лесу, далеко за городом, к любой взрослой птице, белке или лисе хотя бы на пять метров! Смею вас уверить, животное предпочтёт удалиться. Тем не менее, с точки зрения изобразительного искусства — коим, несомненно, является фотография, — ценность фотоизображений животных в антропогенном окружении неизмеримо ниже таковых в нативном, классическом природном биотопе. Представьте себе красавца большого пёстрого дятла, сидящего на пластиковой кормушке с экзотичным обжаренным орехом в клюве, и его же, но на стволе коряжистой берёзы, достающего из раздолбанной мощным клювом расщелины жирную и вкусную личинку. Ведь разница есть!

Разница состоит и в том, что или кого именно мы хотим сфотографировать. Постигать азы мастерства фотографа-натуралиста доступно любому в наших парках. Тут есть возможность делать и видовые, определительно-открыточные картинки, и выхватывать динамические сценки поведения птиц и зверей, и познавать характерные особенности животных: их голоса, манеры, характер полётов у птиц. Это самая настоящая школа, и пренебрегать ею не следует. Постепенно, освоив разнообразие местных обитателей, натуралисты стремятся увидеть и сфотографировать новые для них виды птиц и собираются в дорогу…

Первые дальные выезды и даже экспедиции. Романтика, кураж, душевный подъём, большие надежды! Но порой эти возвышенные эмоции оборачиваются разочарованием: забравшись в глушь, очень далеко от дома в напряжённо молчащем лесу ты… никого не видишь.

Казалось бы, набив руку в наблюдениях за братьями меньшими в парке, мы «вправе» ожидать большего от таких мест, где животный мир не должен быть пуган цивилизацией, живёт спокойной и гармоничной жизнью… Нет, конечно же, птицы и звери здесь есть, просто человека они воспринимают по-другому — не как источник корма, а как угрозу. И на это ни в коем случае нельзя сетовать, ведь, находясь в естественной среде обитания, животные подчиняются её главному закону — инстинкту самосохранения. Поэтому вопрос «Где искать?» мы с вами перефразируем: «Как найти?»

Человек в природе — и неважно, где он находится: в лесу или в степи, — будто на открытой площади, за ним всё время внимательно наблюдают десятки глаз. Задача натуралиста — максимально обострить свои чувства, настроить восприятие на такую волну, чтобы буквально слиться с «дыханием» окружающего тебя биотопа. Иными словами, учиться слышать, видеть, предугадывать.

Птицы и звери часто сами подают нам сигналы — специфические звуки, к «расшифровке» которых надо быть готовым.

Птицы — самые доступные для восприятия и поиска из всех живых существ. Виды звуков, издаваемых ими, довольно разнообразны и их можно классифицировать. Самые первые звуки, которые издают птицы при встрече с нами, — сигналы тревоги. Как правило, это отрывистые, громкие и однообразные посвисты, щелчки и даже крики. Предназначаются они, прежде всего, брачному партнёру, а также растущему потомству. Услышав такие звуки, птенцы прячутся, а самка или самец улетает в сторону, отводя угрозу от гнезда. Но и другие особи и виды пернатых прекрасно понимают тревожные интонации и сразу реагируют на них. В негнездовой период подобные сигналы угрозы применяются для того, чтобы заставить нервничать непрошеного гостя и отогнать его.

А вот самые красивые и гармоничные голоса можно услышать от пернатых в период ухаживания за самками. В этом случае диапазоны трелей, гармоник и коленцев вокальных партий очень широки. Половозрелые самцы максимально раскрепощены: они отрабатывают основную задачу — размножение и поэтому наиболее «терпимо» относятся к внешним угрозам. В подавляющем большинстве случаев самцы певчих птиц «солируют» достаточно открыто, сидя в доступном для обозрения месте, чтобы быть хорошо видными самкам. У непевчих птиц, у которых вокализация не является основным элементом ухаживания, в арсенале имеются другие приёмы: токовые полёты, демонстрация оперения, «угощение» вкусным кормом и прочие специфические действия, не характерные в иные периоды жизни птицы.

Ну, а во время интенсивного питания мелкие птицы часто издают короткие специфические позывки, тем самым привлекая к найденному корму свою «половинку».

Для идентификации видов птиц по услышанным звукам необходимо поначалу послушать записанные голоса птиц (я пользуюсь Фонотекой голосов животных им. Б. Н. Вепринцева), а уже на природе, в «поле» — стараться определять на слух, кто именно издаёт те или иные голоса.

Если иметь определённую выдержку, спокойно и внимательно наблюдать за окружающей обстановкой, то птицы в конце концов проявят себя в той или иной степени. В случае, если вы заметили или нашли интересующий вас «объект», рекомендую дать ему понять, что вы заняты каким-то своим делом и он, «объект», вас совершенно не интересует. Таким образом вы приучаете птицу к своему присутствию, и она постепенно начинает воспринимать вас как часть биотопа. Классический пример — фотографирование зимородка. Если натуралист «убеждает» птицу в том, что он здесь, например, на рыбалке и демонстрирует это, зимородок поймёт: такой человек ему — не угроза, и даже может сесть на удочку «рыбаку».

Подобных приёмов завуалирования пристального внимания (которого птицы не терпят!) очень много. Надо только проявить смекалку, и уловка сработает.

«Приучающее» поведение натуралистов в дикой природе даёт возможность фотографировать животных самым распространённым методом — с подхода. У метода есть свои плюсы и минусы. Главный плюс — возможность охватить большую территорию, перемещаясь не спеша, с остановками. Соответственно, можно больше увидеть, сделать больше интересных фотографий, получить много разных впечатлений. Однако годится он по большей части для съёмки мелких птиц и зверей. К тому же, несмотря на приём «приучения», всё-таки полностью избавиться от повышенного внимания к себе со стороны птиц почти невозможно. Поэтому пернатые ведут себя в кадре с постоянной оглядкой, что, на мой субъективный взгляд, не вполне естественно. При съёмке с подхода необходимо создать для птицы или зверя максимально комфортное расстояние, на котором беспокойство дикого живого существа будет минимальным. То есть животное будет продолжать заниматься своим делом так же, как и до вашего появления на его участке.

Категорически нельзя «лезть» своим объективом в упор к птице, чтобы, например, сделать её портрет. Вы окажете сами себе медвежью услугу. Птица улетит — это однозначно, и хорошего портрета не будет. Но и в дальнейшем она ни за что не подпустит вас на то же расстояние. Ситуация зафиксируется в её памяти, и улетать от вас она станет уже заблаговременно. Для создания комфортного расстояния — коли вы решили заниматься фотографированием птиц — необходимо иметь светосильный длиннофокусный объектив, и чем больше длина фокусного расстояния у него, тем спокойнее будет чувствовать себя животное и тем эффективнее будет ваша фотоохота.

В отсутствии специальной оптики, чтобы полностью избавить птицу от ненужного беспокойства и обеспечить ей благоприятные условия для выведения потомства, лучше всего совсем уйти с гнездового участка и дождаться того периода, пока взрослые не выкормят своих чад, а уже после вылета птенцов фотографировать своих избранников — в первые дни после вылета птенцы с родителями будут держаться рядом с гнездом.

Но если опыт и знание биологии вида птицы позволяют натуралисту минимизировать её беспокойство, можно применить метод скрадывания. В тёмное время суток на выбранном участке устанавливается укрытие — скрадок, из которого будет вестись наблюдение за птицей и фотографирование. Обязательное условие: птица не должна понимать, что внутри скрадка находится человек, иначе пропадает весь смысл метода. Поэтому, проводить в скрадке приходится весь световой день, а покидать его уже затемно. Для кого-то в этом состоит недостаток метода, а для кого-то наоборот — хорошая возможность досконально изучить поведение птицы или зверя, понаблюдать за его жизнью в естественной среде обитания, послушать голоса и, конечно, сделать отличные фотографии.

В моём арсенале было значительное число всевозможных укрытий — от лёгких однодневных, переносимых в рюкзаке, до стационарных построек, рассчитанных на несколько лет. О некоторых, наиболее эффективных и любимых, расскажу в следующий раз.

(Окончание следует.)

Фото автора.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прав ли Галилей? Прав ли Галилей?

Можно ли вращаться по инерции?

Наука и жизнь
Виртуальный секс Виртуальный секс

«Популярная механика» протестировала первую в мире виртуальную любовницу

Популярная механика
Электрическое поле помогает алмазам расти Электрическое поле помогает алмазам расти

С 1950-х годов алмазы получают искусственно

Наука и жизнь
Как помириться с девушкой после сильной ссоры: 9 шагов к восстановлению мира межу вами Как помириться с девушкой после сильной ссоры: 9 шагов к восстановлению мира межу вами

Что делать после конфликта с возлюбленной?

Playboy
Сельдерей заслуживает хлопот! Сельдерей заслуживает хлопот!

Вы любите сельдерей?

Наука и жизнь
Оказался он живой Оказался он живой

Эксперты — о способах гуманно тестировать косметику, не используя животных

Glamour
О чём умолчали классики О чём умолчали классики

Давайте рассмотрим произведения русских писателей с точки зрения математики

Наука и жизнь
«Что выросло, то выросло»: родителям пора перестать во всем себя винить «Что выросло, то выросло»: родителям пора перестать во всем себя винить

На формирование ребенка, помимо родителей, влияет множество факторов

Psychologies
История «Союза молодежи» История «Союза молодежи»

История Петербургского общества авангардистов

Культура.РФ
Двойня, четверня, собственная внучка: истории женщин, родивших после 55 Двойня, четверня, собственная внучка: истории женщин, родивших после 55

6 историй о тех, кто стал мамой после 55

Cosmopolitan
Число круче, чем π Число круче, чем π

На сегодняшний день нет области знаний, где бы число е не использовалось

Наука и жизнь
«Во сне я без страха пою и танцую»: рассказ об Исламской революции в Алжире через истории женщин «Во сне я без страха пою и танцую»: рассказ об Исламской революции в Алжире через истории женщин

«Лапочка» — первый полный метр франко-алжирского режиссера Мунии Меддур

Forbes
Нельзя хранить в бумажнике и использовать с вазелином: 10 фактов о презервативах Нельзя хранить в бумажнике и использовать с вазелином: 10 фактов о презервативах

Какие факты ты должна обязательно знать о презервативах

Cosmopolitan
«Науку в России делают женщины». Трансплантолог о своей работе «Науку в России делают женщины». Трансплантолог о своей работе

Женщина-трансплантолог о науке, своей работе и биотехнологиях

СНОБ
Самый необычный летающий автомобиль: Terrafugia TF-X Самый необычный летающий автомобиль: Terrafugia TF-X

Появление летающих автомобилей не просто вероятно, оно неизбежно

Популярная механика
Без пластики и инъекций: секреты красоты голливудских звезд прошлого века Без пластики и инъекций: секреты красоты голливудских звезд прошлого века

Посмотри на этих роскошных женщин — их кожа не знала инъекций

Cosmopolitan
Почему мы потакаем другим и как это прекратить Почему мы потакаем другим и как это прекратить

Иногда чрезмерная забота вредит и нашим близким, и нам самим

Psychologies
Не «АвтоВАЗом» единым: малоизвестные российские автопроизводители Не «АвтоВАЗом» единым: малоизвестные российские автопроизводители

В СССР и России было значительно больше автопроизводителей, чем вы представляете

Популярная механика
Вымирающие медососы из Австралии начали забывать свои песни Вымирающие медососы из Австралии начали забывать свои песни

Молодым самцам трудно найти взрослых наставников и выучить их песни

N+1
Что наша кожа говорит о здоровье Что наша кожа говорит о здоровье

Кожа – своего рода зеркало, которое отражает состояние организма

Домашний Очаг
Рашид бен Саид аль-Мактум и Дубай: две утопии в одной реальности Рашид бен Саид аль-Мактум и Дубай: две утопии в одной реальности

Дубай — это соединение двух утопий

Weekend
Человекоподобных роботов выдали слишком простые движения кожи лица Человекоподобных роботов выдали слишком простые движения кожи лица

Мимика даже реалистичных роботов линейна и проще, чем у человека

N+1
Отрывок из книги «Демонтаж коммунизма» Отрывок из книги «Демонтаж коммунизма»

Процесс и причины распада Советского Союза и чего удалось добиться за эти 30 лет

СНОБ
Боги и герои Боги и герои

В Афинах все спокойно

Tatler
В хозяйстве все сгодится В хозяйстве все сгодится

Как и зачем промышленность Москвы переходит на экологичное вторсырье

Эксперт
Уже не девочки: трансформация Бритни Спирс, Рианны, Алсу и других поп-принцесс Уже не девочки: трансформация Бритни Спирс, Рианны, Алсу и других поп-принцесс

С чего начинали наши любимые поп-певицы и какими они стали сейчас?

Cosmopolitan
История одной песни: «Macarena» Los del Rio, 1995 История одной песни: «Macarena» Los del Rio, 1995

33 года ушло у дуэта Los del Rio, чтобы родить свой единственный хит

Maxim
Новая деловая культура: как бизнес-клубы помогают расти предпринимателям и зачем в них вступать Новая деловая культура: как бизнес-клубы помогают расти предпринимателям и зачем в них вступать

Рынок сегодня предлагает множество вариантов объединения в деловые клубы

Inc.
Пьер Лутрель. Смерть — это красиво Пьер Лутрель. Смерть — это красиво

Как жил, убивал и был убит один из самых ярких и жестоких авантюристов Франции

4x4 Club
Комета Борисова оказалась реликтом экзопланетной системы Комета Борисова оказалась реликтом экзопланетной системы

До встречи с Солнцем комета оставалась нетронутой с момента своего образования

N+1
Открыть в приложении