Как стать фотографом-натуралистом?

Наука и жизньПрирода

В видоискателе — животный мир

Олег Першин, натуралист, путешественник, фотограф

Камнешарка на гнезде. К камере она привыкла, главное, что человека рядом нет.

Где искать диких животных?

Фотографировать — делать карточки маленького брата, родителей, друзей — я начал в юном возрасте, но пройдя довольно быстро этот этап, понял, что хочу снимать животных. Почему именно животных, осознал гораздо позже. Я понял, что при правильной постановке дела дикое живое существо ведёт себя в кадре естественно — не позирует, не стремится выглядеть иначе, чем оно есть, не тиражирует «дубли на бис». И при том в кадре разворачивается история: эпизоды сменяют друг друга, никогда не повторяясь. Это захватывает и серьёзно увлекает, хотя запечатлеть в остановленном мгновении историю далеко не просто.

Каждый любитель природы, взявший в руки фотоаппарат, хочет узнать: «Как фотографировать дичь и где искать диких животных?» Начнём со второго вопроса, потому что ответ на него хотели бы получить, прежде всего, жители больших городов, которые в большинстве своём убеждены: диких животных в городе не встретишь, чтобы их увидеть, нужно отправиться в дикий лес. Я же по прошествии времени убедился как раз в обратном: чем дальше в лес, тем… дальше птицы.

Многие виды птиц, особенно из отряда Воробьинообразных — как, впрочем, и животные вообще, — гнездятся там, где их энергозатраты на добычу корма для птенцов минимальны. Если источник корма близко и он избыточен, то успешность гнездования — максимальная. Надёжными источниками, как правило, становятся места, где проживают и ведут хозяйственную деятельность люди. В таких условиях птицы и даже звери привыкают к ежедневному присутствию человека и естественным образом сокращают дистанцию, позволяя наблюдать за собой с близкого расстояния. Начинающим натуралистам надо активно пользоваться такой возможностью, чтобы познакомиться с видовым разнообразием животного мира, скажем, у себя в лесопарке, научиться различать виды и правильно их фотографировать.

Но лесопарк — всё же не зоопарк. Обитатели городских лесопарковых угодий остаются дикими, и даже если синицы и поползни сидят у вас на руках или на голове, вы должны понимать: причина их терпимости — вкусный и энергетически ёмкий корм для птенцов и пропитание в суровое зимнее время. В черте города животные быстро привыкают к тому, что человек не представляет для них явной угрозы. А вот попробуйте подойти в густом лесу, далеко за городом, к любой взрослой птице, белке или лисе хотя бы на пять метров! Смею вас уверить, животное предпочтёт удалиться. Тем не менее, с точки зрения изобразительного искусства — коим, несомненно, является фотография, — ценность фотоизображений животных в антропогенном окружении неизмеримо ниже таковых в нативном, классическом природном биотопе. Представьте себе красавца большого пёстрого дятла, сидящего на пластиковой кормушке с экзотичным обжаренным орехом в клюве, и его же, но на стволе коряжистой берёзы, достающего из раздолбанной мощным клювом расщелины жирную и вкусную личинку. Ведь разница есть!

Разница состоит и в том, что или кого именно мы хотим сфотографировать. Постигать азы мастерства фотографа-натуралиста доступно любому в наших парках. Тут есть возможность делать и видовые, определительно-открыточные картинки, и выхватывать динамические сценки поведения птиц и зверей, и познавать характерные особенности животных: их голоса, манеры, характер полётов у птиц. Это самая настоящая школа, и пренебрегать ею не следует. Постепенно, освоив разнообразие местных обитателей, натуралисты стремятся увидеть и сфотографировать новые для них виды птиц и собираются в дорогу…

Первые дальные выезды и даже экспедиции. Романтика, кураж, душевный подъём, большие надежды! Но порой эти возвышенные эмоции оборачиваются разочарованием: забравшись в глушь, очень далеко от дома в напряжённо молчащем лесу ты… никого не видишь.

Казалось бы, набив руку в наблюдениях за братьями меньшими в парке, мы «вправе» ожидать большего от таких мест, где животный мир не должен быть пуган цивилизацией, живёт спокойной и гармоничной жизнью… Нет, конечно же, птицы и звери здесь есть, просто человека они воспринимают по-другому — не как источник корма, а как угрозу. И на это ни в коем случае нельзя сетовать, ведь, находясь в естественной среде обитания, животные подчиняются её главному закону — инстинкту самосохранения. Поэтому вопрос «Где искать?» мы с вами перефразируем: «Как найти?»

Человек в природе — и неважно, где он находится: в лесу или в степи, — будто на открытой площади, за ним всё время внимательно наблюдают десятки глаз. Задача натуралиста — максимально обострить свои чувства, настроить восприятие на такую волну, чтобы буквально слиться с «дыханием» окружающего тебя биотопа. Иными словами, учиться слышать, видеть, предугадывать.

Птицы и звери часто сами подают нам сигналы — специфические звуки, к «расшифровке» которых надо быть готовым.

Птицы — самые доступные для восприятия и поиска из всех живых существ. Виды звуков, издаваемых ими, довольно разнообразны и их можно классифицировать. Самые первые звуки, которые издают птицы при встрече с нами, — сигналы тревоги. Как правило, это отрывистые, громкие и однообразные посвисты, щелчки и даже крики. Предназначаются они, прежде всего, брачному партнёру, а также растущему потомству. Услышав такие звуки, птенцы прячутся, а самка или самец улетает в сторону, отводя угрозу от гнезда. Но и другие особи и виды пернатых прекрасно понимают тревожные интонации и сразу реагируют на них. В негнездовой период подобные сигналы угрозы применяются для того, чтобы заставить нервничать непрошеного гостя и отогнать его.

А вот самые красивые и гармоничные голоса можно услышать от пернатых в период ухаживания за самками. В этом случае диапазоны трелей, гармоник и коленцев вокальных партий очень широки. Половозрелые самцы максимально раскрепощены: они отрабатывают основную задачу — размножение и поэтому наиболее «терпимо» относятся к внешним угрозам. В подавляющем большинстве случаев самцы певчих птиц «солируют» достаточно открыто, сидя в доступном для обозрения месте, чтобы быть хорошо видными самкам. У непевчих птиц, у которых вокализация не является основным элементом ухаживания, в арсенале имеются другие приёмы: токовые полёты, демонстрация оперения, «угощение» вкусным кормом и прочие специфические действия, не характерные в иные периоды жизни птицы.

Ну, а во время интенсивного питания мелкие птицы часто издают короткие специфические позывки, тем самым привлекая к найденному корму свою «половинку».

Для идентификации видов птиц по услышанным звукам необходимо поначалу послушать записанные голоса птиц (я пользуюсь Фонотекой голосов животных им. Б. Н. Вепринцева), а уже на природе, в «поле» — стараться определять на слух, кто именно издаёт те или иные голоса.

Если иметь определённую выдержку, спокойно и внимательно наблюдать за окружающей обстановкой, то птицы в конце концов проявят себя в той или иной степени. В случае, если вы заметили или нашли интересующий вас «объект», рекомендую дать ему понять, что вы заняты каким-то своим делом и он, «объект», вас совершенно не интересует. Таким образом вы приучаете птицу к своему присутствию, и она постепенно начинает воспринимать вас как часть биотопа. Классический пример — фотографирование зимородка. Если натуралист «убеждает» птицу в том, что он здесь, например, на рыбалке и демонстрирует это, зимородок поймёт: такой человек ему — не угроза, и даже может сесть на удочку «рыбаку».

Подобных приёмов завуалирования пристального внимания (которого птицы не терпят!) очень много. Надо только проявить смекалку, и уловка сработает.

«Приучающее» поведение натуралистов в дикой природе даёт возможность фотографировать животных самым распространённым методом — с подхода. У метода есть свои плюсы и минусы. Главный плюс — возможность охватить большую территорию, перемещаясь не спеша, с остановками. Соответственно, можно больше увидеть, сделать больше интересных фотографий, получить много разных впечатлений. Однако годится он по большей части для съёмки мелких птиц и зверей. К тому же, несмотря на приём «приучения», всё-таки полностью избавиться от повышенного внимания к себе со стороны птиц почти невозможно. Поэтому пернатые ведут себя в кадре с постоянной оглядкой, что, на мой субъективный взгляд, не вполне естественно. При съёмке с подхода необходимо создать для птицы или зверя максимально комфортное расстояние, на котором беспокойство дикого живого существа будет минимальным. То есть животное будет продолжать заниматься своим делом так же, как и до вашего появления на его участке.

Категорически нельзя «лезть» своим объективом в упор к птице, чтобы, например, сделать её портрет. Вы окажете сами себе медвежью услугу. Птица улетит — это однозначно, и хорошего портрета не будет. Но и в дальнейшем она ни за что не подпустит вас на то же расстояние. Ситуация зафиксируется в её памяти, и улетать от вас она станет уже заблаговременно. Для создания комфортного расстояния — коли вы решили заниматься фотографированием птиц — необходимо иметь светосильный длиннофокусный объектив, и чем больше длина фокусного расстояния у него, тем спокойнее будет чувствовать себя животное и тем эффективнее будет ваша фотоохота.

В отсутствии специальной оптики, чтобы полностью избавить птицу от ненужного беспокойства и обеспечить ей благоприятные условия для выведения потомства, лучше всего совсем уйти с гнездового участка и дождаться того периода, пока взрослые не выкормят своих чад, а уже после вылета птенцов фотографировать своих избранников — в первые дни после вылета птенцы с родителями будут держаться рядом с гнездом.

Но если опыт и знание биологии вида птицы позволяют натуралисту минимизировать её беспокойство, можно применить метод скрадывания. В тёмное время суток на выбранном участке устанавливается укрытие — скрадок, из которого будет вестись наблюдение за птицей и фотографирование. Обязательное условие: птица не должна понимать, что внутри скрадка находится человек, иначе пропадает весь смысл метода. Поэтому, проводить в скрадке приходится весь световой день, а покидать его уже затемно. Для кого-то в этом состоит недостаток метода, а для кого-то наоборот — хорошая возможность досконально изучить поведение птицы или зверя, понаблюдать за его жизнью в естественной среде обитания, послушать голоса и, конечно, сделать отличные фотографии.

В моём арсенале было значительное число всевозможных укрытий — от лёгких однодневных, переносимых в рюкзаке, до стационарных построек, рассчитанных на несколько лет. О некоторых, наиболее эффективных и любимых, расскажу в следующий раз.

(Окончание следует.)

Фото автора.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Как стать счастливым человеком: советы, которые помогут наслаждаться жизнью по полной Как стать счастливым человеком: советы, которые помогут наслаждаться жизнью по полной

Советы экспертов, способствующие улучшению психологического самочувствия

Playboy
Электрическое поле помогает алмазам расти Электрическое поле помогает алмазам расти

С 1950-х годов алмазы получают искусственно

Наука и жизнь
Боги и герои Боги и герои

В Афинах все спокойно

Tatler
Сельдерей заслуживает хлопот! Сельдерей заслуживает хлопот!

Вы любите сельдерей?

Наука и жизнь
Со всем трепетом Со всем трепетом

Рассказываем, как ухаживать за волосами, — чтобы хорошо было и вам, и природе

Glamour
Сосланный в андроида Сосланный в андроида

Фантастический рассказ Александра Маркова

Наука и жизнь
Дорога в лес Дорога в лес

Гараж на пять машин, два бассейна и пивоварня в загородном доме

Robb Report
«Великий стратег рассчитал каждый жест»: как появился и почему не исчезает культ Наполеона в России «Великий стратег рассчитал каждый жест»: как появился и почему не исчезает культ Наполеона в России

Профессор Александр Вихров объясняет, почему в России так любят Наполеона

Forbes
5 историй из жизни Галины Улановой 5 историй из жизни Галины Улановой

Истории из жизни Галины Улановой, свидетелями которых были личные вещи балерины

Культура.РФ
Ретабло – древнейшее из искусств Ретабло – древнейшее из искусств

Ретабло – картины, которые жертвуют церквям в благодарность о помощи святых

Вокруг света
Источник силы Источник силы

Иногда случаются ситуации, когда все настолько скверно, что не знаешь, как быть

Лиза
10 минералов, способных вас убить 10 минералов, способных вас убить

Красивые и безопасные на вид минералы могут быть смертельно опасны

Популярная механика
«Нечем привлечь зрителей»: как кинотеатры пытаются выжить во время кризиса за счет геймеров «Нечем привлечь зрителей»: как кинотеатры пытаются выжить во время кризиса за счет геймеров

Что придумали кинотеатры, чтобы оставаться на плаву

Forbes
Трагедия изумрудного острова Трагедия изумрудного острова

Население Ирландии сократилось почти на треть после голода в середине XIX века

Дилетант
С меня хватит С меня хватит

Как научиться выпивать осознанно

GQ
Твердая отцовская рука: 7 способов наказать ребенка без ремня Твердая отцовская рука: 7 способов наказать ребенка без ремня

Что делать, когда тебя просят поговорить с сыном «по-мужски, чтобы он понял»

Maxim
«Она всех дезинформирует!»: заявление Меган Маркл о тайной свадьбе опровергли «Она всех дезинформирует!»: заявление Меган Маркл о тайной свадьбе опровергли

Герцоги Сассекские заявили, что они обвенчались без свидетелей

Cosmopolitan
Классики и современники Классики и современники

Брунелло Кучинелли делится своими мыслями о прошлом, будущем и вечном

Grazia
Письмо позднего отца, или Как возглавить детский поход в виртуальность Письмо позднего отца, или Как возглавить детский поход в виртуальность

Не надо жаловаться на то, что дети проводят свободное время в виртуальном мире

СНОБ
Детство монстров Детство монстров

Как, кто и почему породил Кинг-Конга и Годзиллу

Weekend
Винная карта Винная карта

Пора проехаться по лучшим российским винодельням

GQ
Топ-10 самых ядовитых животных на нашей планете Топ-10 самых ядовитых животных на нашей планете

Животные, которые могут убивать лишь одним укусом

Популярная механика
Как при помощи вирусов генетически видоизменяются живые организмы Как при помощи вирусов генетически видоизменяются живые организмы

Отрывок из книги «Я — паразит» Пьера Кернера

СНОБ
Дегазация глубинных магм разогрела климат перед вымиранием динозавров Дегазация глубинных магм разогрела климат перед вымиранием динозавров

Выбросы углекислого газа из Деканских траппов запустили маастрихтское потепление

N+1
«Это никогда не будет работать». Чему учит книга сооснователя Netflix «Это никогда не будет работать». Чему учит книга сооснователя Netflix

Воспоминания одного из основателей и первого генерального директора Netflix

РБК
Джозеф Ганди и «Деревня ветров»: модернизированная сельская идиллия Джозеф Ганди и «Деревня ветров»: модернизированная сельская идиллия

С Ганди начинается особая линия новоевропейской утопии — утопии сельской жизни

Weekend
Дело рук Дело рук

Отвечаем на самые популярные вопросы об остеопатии и её пользе

Glamour
Как я нашла кучу фриков и встретила любовь в Tinder Как я нашла кучу фриков и встретила любовь в Tinder

Где в наши дни искать любовь? Конечно, в Сети

Psychologies
Ваш выход Ваш выход

Интервью с Еленой Север — соорганизатором и бессменной ведущей Премии BraVo

OK!
Открыть в приложении