В видоискателе — животный мир
Где искать диких животных?
Фотографировать — делать карточки маленького брата, родителей, друзей — я начал в юном возрасте, но пройдя довольно быстро этот этап, понял, что хочу снимать животных. Почему именно животных, осознал гораздо позже. Я понял, что при правильной постановке дела дикое живое существо ведёт себя в кадре естественно — не позирует, не стремится выглядеть иначе, чем оно есть, не тиражирует «дубли на бис». И при том в кадре разворачивается история: эпизоды сменяют друг друга, никогда не повторяясь. Это захватывает и серьёзно увлекает, хотя запечатлеть в остановленном мгновении историю далеко не просто.
Каждый любитель природы, взявший в руки фотоаппарат, хочет узнать: «Как фотографировать дичь и где искать диких животных?» Начнём со второго вопроса, потому что ответ на него хотели бы получить, прежде всего, жители больших городов, которые в большинстве своём убеждены: диких животных в городе не встретишь, чтобы их увидеть, нужно отправиться в дикий лес. Я же по прошествии времени убедился как раз в обратном: чем дальше в лес, тем… дальше птицы.
Многие виды птиц, особенно из отряда Воробьинообразных — как, впрочем, и животные вообще, — гнездятся там, где их энергозатраты на добычу корма для птенцов минимальны. Если источник корма близко и он избыточен, то успешность гнездования — максимальная. Надёжными источниками, как правило, становятся места, где проживают и ведут хозяйственную деятельность люди. В таких условиях птицы и даже звери привыкают к ежедневному присутствию человека и естественным образом сокращают дистанцию, позволяя наблюдать за собой с близкого расстояния. Начинающим натуралистам надо активно пользоваться такой возможностью, чтобы познакомиться с видовым разнообразием животного мира, скажем, у себя в лесопарке, научиться различать виды и правильно их фотографировать.
Но лесопарк — всё же не зоопарк. Обитатели городских лесопарковых угодий остаются дикими, и даже если синицы и поползни сидят у вас на руках или на голове, вы должны понимать: причина их терпимости — вкусный и энергетически ёмкий корм для птенцов и пропитание в суровое зимнее время. В черте города животные быстро привыкают к тому, что человек не представляет для них явной угрозы. А вот попробуйте подойти в густом лесу, далеко за городом, к любой взрослой птице, белке или лисе хотя бы на пять метров! Смею вас уверить, животное предпочтёт удалиться. Тем не менее, с точки зрения изобразительного искусства — коим, несомненно, является фотография, — ценность фотоизображений животных в антропогенном окружении неизмеримо ниже таковых в нативном, классическом природном биотопе. Представьте себе красавца большого пёстрого дятла, сидящего на пластиковой кормушке с экзотичным обжаренным орехом в клюве, и его же, но на стволе коряжистой берёзы, достающего из раздолбанной мощным клювом расщелины жирную и вкусную личинку. Ведь разница есть!
Разница состоит и в том, что или кого именно мы хотим сфотографировать. Постигать азы мастерства фотографа-натуралиста доступно любому в наших парках. Тут есть возможность делать и видовые, определительно-открыточные картинки, и выхватывать динамические сценки поведения птиц и зверей, и познавать характерные особенности животных: их голоса, манеры, характер полётов у птиц. Это самая настоящая школа, и пренебрегать ею не следует. Постепенно, освоив разнообразие местных обитателей, натуралисты стремятся увидеть и сфотографировать новые для них виды птиц и собираются в дорогу…
Первые дальные выезды и даже экспедиции. Романтика, кураж, душевный подъём, большие надежды! Но порой эти возвышенные эмоции оборачиваются разочарованием: забравшись в глушь, очень далеко от дома в напряжённо молчащем лесу ты… никого не видишь.
Казалось бы, набив руку в наблюдениях за братьями меньшими в парке, мы «вправе» ожидать большего от таких мест, где животный мир не должен быть пуган цивилизацией, живёт спокойной и гармоничной жизнью… Нет, конечно же, птицы и звери здесь есть, просто человека они воспринимают по-другому — не как источник корма, а как угрозу. И на это ни в коем случае нельзя сетовать, ведь, находясь в естественной среде обитания, животные подчиняются её главному закону — инстинкту самосохранения. Поэтому вопрос «Где искать?» мы с вами перефразируем: «Как найти?»
Человек в природе — и неважно, где он находится: в лесу или в степи, — будто на открытой площади, за ним всё время внимательно наблюдают десятки глаз. Задача натуралиста — максимально обострить свои чувства, настроить восприятие на такую волну, чтобы буквально слиться с «дыханием» окружающего тебя биотопа. Иными словами, учиться слышать, видеть, предугадывать.
Птицы и звери часто сами подают нам сигналы — специфические звуки, к «расшифровке» которых надо быть готовым.
Птицы — самые доступные для восприятия и поиска из всех живых существ. Виды звуков, издаваемых ими, довольно разнообразны и их можно классифицировать. Самые первые звуки, которые издают птицы при встрече с нами, — сигналы тревоги. Как правило, это отрывистые, громкие и однообразные посвисты, щелчки и даже крики. Предназначаются они, прежде всего, брачному партнёру, а также растущему потомству. Услышав такие звуки, птенцы прячутся, а самка или самец улетает в сторону, отводя угрозу от гнезда. Но и другие особи и виды пернатых прекрасно понимают тревожные интонации и сразу реагируют на них. В негнездовой период подобные сигналы угрозы применяются для того, чтобы заставить нервничать непрошеного гостя и отогнать его.
А вот самые красивые и гармоничные голоса можно услышать от пернатых в период ухаживания за самками. В этом случае диапазоны трелей, гармоник и коленцев вокальных партий очень широки. Половозрелые самцы максимально раскрепощены: они отрабатывают основную задачу — размножение и поэтому наиболее «терпимо» относятся к внешним угрозам. В подавляющем большинстве случаев самцы певчих птиц «солируют» достаточно открыто, сидя в доступном для обозрения месте, чтобы быть хорошо видными самкам. У непевчих птиц, у которых вокализация не является основным элементом ухаживания, в арсенале имеются другие приёмы: токовые полёты, демонстрация оперения, «угощение» вкусным кормом и прочие специфические действия, не характерные в иные периоды жизни птицы.
Ну, а во время интенсивного питания мелкие птицы часто издают короткие специфические позывки, тем самым привлекая к найденному корму свою «половинку».
Для идентификации видов птиц по услышанным звукам необходимо поначалу послушать записанные голоса птиц (я пользуюсь Фонотекой голосов животных им. Б. Н. Вепринцева), а уже на природе, в «поле» — стараться определять на слух, кто именно издаёт те или иные голоса.
Если иметь определённую выдержку, спокойно и внимательно наблюдать за окружающей обстановкой, то птицы в конце концов проявят себя в той или иной степени. В случае, если вы заметили или нашли интересующий вас «объект», рекомендую дать ему понять, что вы заняты каким-то своим делом и он, «объект», вас совершенно не интересует. Таким образом вы приучаете птицу к своему присутствию, и она постепенно начинает воспринимать вас как часть биотопа. Классический пример — фотографирование зимородка. Если натуралист «убеждает» птицу в том, что он здесь, например, на рыбалке и демонстрирует это, зимородок поймёт: такой человек ему — не угроза, и даже может сесть на удочку «рыбаку».
Подобных приёмов завуалирования пристального внимания (которого птицы не терпят!) очень много. Надо только проявить смекалку, и уловка сработает.
«Приучающее» поведение натуралистов в дикой природе даёт возможность фотографировать животных самым распространённым методом — с подхода. У метода есть свои плюсы и минусы. Главный плюс — возможность охватить большую территорию, перемещаясь не спеша, с остановками. Соответственно, можно больше увидеть, сделать больше интересных фотографий, получить много разных впечатлений. Однако годится он по большей части для съёмки мелких птиц и зверей. К тому же, несмотря на приём «приучения», всё-таки полностью избавиться от повышенного внимания к себе со стороны птиц почти невозможно. Поэтому пернатые ведут себя в кадре с постоянной оглядкой, что, на мой субъективный взгляд, не вполне естественно. При съёмке с подхода необходимо создать для птицы или зверя максимально комфортное расстояние, на котором беспокойство дикого живого существа будет минимальным. То есть животное будет продолжать заниматься своим делом так же, как и до вашего появления на его участке.
Категорически нельзя «лезть» своим объективом в упор к птице, чтобы, например, сделать её портрет. Вы окажете сами себе медвежью услугу. Птица улетит — это однозначно, и хорошего портрета не будет. Но и в дальнейшем она ни за что не подпустит вас на то же расстояние. Ситуация зафиксируется в её памяти, и улетать от вас она станет уже заблаговременно. Для создания комфортного расстояния — коли вы решили заниматься фотографированием птиц — необходимо иметь светосильный длиннофокусный объектив, и чем больше длина фокусного расстояния у него, тем спокойнее будет чувствовать себя животное и тем эффективнее будет ваша фотоохота.
В отсутствии специальной оптики, чтобы полностью избавить птицу от ненужного беспокойства и обеспечить ей благоприятные условия для выведения потомства, лучше всего совсем уйти с гнездового участка и дождаться того периода, пока взрослые не выкормят своих чад, а уже после вылета птенцов фотографировать своих избранников — в первые дни после вылета птенцы с родителями будут держаться рядом с гнездом.
Но если опыт и знание биологии вида птицы позволяют натуралисту минимизировать её беспокойство, можно применить метод скрадывания. В тёмное время суток на выбранном участке устанавливается укрытие — скрадок, из которого будет вестись наблюдение за птицей и фотографирование. Обязательное условие: птица не должна понимать, что внутри скрадка находится человек, иначе пропадает весь смысл метода. Поэтому, проводить в скрадке приходится весь световой день, а покидать его уже затемно. Для кого-то в этом состоит недостаток метода, а для кого-то наоборот — хорошая возможность досконально изучить поведение птицы или зверя, понаблюдать за его жизнью в естественной среде обитания, послушать голоса и, конечно, сделать отличные фотографии.
В моём арсенале было значительное число всевозможных укрытий — от лёгких однодневных, переносимых в рюкзаке, до стационарных построек, рассчитанных на несколько лет. О некоторых, наиболее эффективных и любимых, расскажу в следующий раз.
(Окончание следует.)
Фото автора.