Танцы со стрепетом
За многие годы путешествий первозданные степные просторы не раз дарили мне, искушённому зрителю, и грандиозные «концерты», и «выступления солистов», которые запоминаешь надолго. Но однажды во время весеннего пробуждения природы я побывал на ни с чем не сравнимом представлении под открытым небом. Это было в мае 2011 года, и «солировал» тогда стрепет. Весной он — бесспорный символ ковыльной степи.
В отличие от близкого родственника — дрофы, стрепет не смог приспособиться к освоению человеком целинных степей и остался верен своему коренному биотопу. Поэтому, когда половозрелые самцы прилетают ранней весной, чтобы начать брачный период, они ищут непаханые ковыльные участки земли с разреженным травостоем. В этот момент они имеют весьма скромный зимний наряд, но через некоторое время у них развивается очень красивое брачное оперение, которое превращает самцов в истинных франтов. Прилетают сюда и самки, и вот — представление начинается.
Основной ритуал брачного поведения, брачный танец, происходит на маленьком току — площадке размером от полуметра в диаметре. Площадку эту самец выбирает среди ковыля, на колеях малопроезжих полевых дорог или у водопоев, где земля выбита от травы проходящим скотом, а иногда это просто солонцовые пятачки.
Характер токования у самцов стрепета цикличный, с небольшими изменениями, связанными со степенью освещения. Ток начинается в предзакатные часы, продолжается всю ночь и затихает только после восхода солнца, когда становится совсем тепло. А происходит это так.
Весь день стрепет кормится неподалёку. Затем постепенно, кругами подходит к своему облюбованному точкý и начинает ходить в траве вокруг него. При этом он «потрескивает» — издаёт своеобразный звук, очень похожий на звук разрываемой ткани: «тррррэк!» Он часто останавливается и смотрит вдаль, как бы прислушиваясь. Слушать есть что — в ответ ему отвечают другие самцы со своих токовых участков. По мере приближения солнца к горизонту частота потрескиваний увеличивается, самец активнее перебегает с одного места на другое и в какой-то момент совершает свой первый подскок. Ритуал входит в фазу кульминации.
Самец топорщит перья вокруг шеи, образующие чёрный воротник с белыми полосами, который в этот момент превращается в сферу с латинской буквой V белого цвета. После чего стрепет начинает топать. Сперва — два медленных и тихих топа, а затем — сразу серия из четырёх-пяти сильных и быстрых ударов лапами о землю. Звук слышен очень отчётливо — никак не ожидаешь такой мощной амплитуды от такой сравнительно небольшой птицы. Сухая почва точкá, выровненная ударами лап стрепета, является своеобразным нативным бубном, и по мере его ежедневного использования звук становится всё чётче и громче. Вне всякого сомнения, эти притопы слышат те, для кого они предназначены. На последнем ударе лапой о землю самец круто и резко запрокидывает голову вверх и издаёт свой трескучий сигнал; затем, через доли секунды, разворачивает крылья и подскакивает, устремляясь немного вперёд, примерно на метровую высоту. Прыжок сопровождается двумя-тремя взмахами крыльев, которые издают неподражаемый звенящий звук.