Сказка о геологе Джеке Шмитте, который стал астронавтом и побывал на Луне
— Сейчас для всех нас поселения на Луне, разработка полезных ископаемых и пересадочные космодромы для полётов к другим планетам — привычное явление, — начала свою вечернюю сказку принцесса Дзинтара*. — А когда-то Луна была необитаемой, и люди на Земле прилагали огромные усилия, чтобы совершить первые шаги в её освоении.
Среди пыльных гор штата Нью-Мексико спрятался маленький городок Санта-Рита — скорее посёлок, большинство жителей которого работали шахтёрами. Они редко поднимали голову от земли, а если и смотрели на Луну, то просто как на бесплатный фонарь, который помогал не споткнуться на ухабистой дороге, когда они брели домой после тяжёлой работы в руднике.
В этом городке в 1935 году родился мальчик Джек — так его звали все, хотя при рождении ему дали имя Харрисон Хэйган. В отличие от других жителей Санта-Риты, Джек Шмитт часто и подолгу смотрел на небо и на Луну. На Луне были горы, далёкие, недоступные и поэтому такие манящие. «Вот было бы здорово полазить по лунным горам с геологическим молотком! Там, наверное, есть такие каменные диковины, такие минералы, которых ни за что не отыщешь на Земле!» — мечтал Джек. И его мечта сбылась: он действительно побывал на Луне и побродил по её горам с геологическим молотком.
Случилось это не сразу. Сначала ему пришлось выдержать трудный экзамен и поступить в Калифорнийский технологический институт. Получив степень бакалавра в области геологии, Джек отправился в Норвегию, в университет Осло. Там, вооружившись молотком, он изучал геологические слои и породы, из которых складывались изрезанные фьордами старые норвежские горы.
— Молотком? — удивилась Галатея. — Я думала, что учёным нужны ручка, бумага и всякие сложные приборы: микроскопы, телескопы, а молотком работают только плотники и кузнецы!
— Геологам молоток очень важен. Их давний девиз — «Умом и молотком». Вот и Джек с помощью ума и молотка учился читать каменную книгу, написанную природой, а вечерами приникал к радиоприёмнику и, затаив дыхание, слушал потрясающие новости о запуске первого спутника Земли, о первых космических полётах к Луне.
Пока в космосе разворачивалось соревнование России и США за первенство в освоении Луны, Джек Шмитт изучал горы в Скандинавии и на Аляске. Он стал опытным полевым исследователем и приобрёл особое «геологическое зрение», которое не получишь, изучая справочники и материалы чужих экспедиций. В 1964 году Гарвардский университет присвоил ему степень доктора наук в области геологии. Но Джека всегда манил космос, и он стал работать в Аризоне, в Астрогеологическом центре по изучению Луны, где участвовал в разработке программ исследования нашего естественного спутника будущими астронавтами.
В один прекрасный день 1965 года Шмитт услышал потрясающую новость: НАСА набирает добровольцев из числа учёных для полёта на Луну. Молодой геолог раздумывал целых десять секунд, а потом вызвался стать добровольцем. «Как бы ни обернулось дело, — подумал он, — я буду жалеть всю жизнь, если упущу такой шанс!» Возможно, потом у него бывали минуты, когда он сомневался в своём решении. Но Шмитт выдержал всё: утомительные тренировки, освоение новой профессии пилота самолёта и вертолёта и тысячи часов полётов на этих аппаратах. Он стал астронавтом, и перед ним открылась перспектива осуществить свою мечту — стать участником лунной программы.
Шмитт продолжал упорно тренироваться, а заодно давал уроки геологии первым астронавтам программы «Аполлон» и изучал образцы лунных пород, которые они привозили на Землю.
— Мама, но разве можно в короткий срок научить людей тому самому «геологическому зрению», которое Джек приобрёл за долгие годы экспедиций и изучения геологии? — поинтересовалась Галатея.
— Конечно, нет, именно поэтому специалисты с нетерпением ждали, когда на естественный спутник Земли высадится первый геолог. В 1971 году на Луне побывали ещё две американские экспедиции. 25 февраля 1972 года советская «Луна-20» доставила на Землю новые образцы лунного грунта, а в апреле Луну посетила десятая экспедиция «Аполлон-16».
Руководство НАСА успело включить Шмитта в состав последней, одиннадцатой, пилотируемой лунной экспедиции «Аполлон-17», которая стартовала 7 декабря 1972 года. В экипаж входили командир Юджин Сернан, пилоты Роналд Эванс и наш герой — Джек Шмитт. Запуск ракеты произошёл с опозданием. Наконец корабль стартовал. Взлёт корабля последней экспедиции по программе «Аполлон» был виден за 800 км; более полумиллиона человек наблюдали за ним, собравшись возле флоридского космодрома.
Когда ракета отдалилась от Земли, Шмитт сфотографировал нашу планету. Эта фотография, под названием «Голубой мрамор», стала одним из самых знаменитых изображений Земли из космоса.
Полёт к Луне длился 83 часа; 10 декабря «Аполлон-17» вышел на окололунную орбиту. Эванс остался в орбитальном аппарате, а Сернан и Шмитт перешли в посадочный модуль, который 11 декабря совершил посадку на Луну в долине Таурус-Литтров на юго-восточной окраине Моря Ясности. Это интересное с геологической точки зрения место ранее сфотографировал экипаж «Аполлона-15». Долина шириной 7 км с трёх сторон окружена горами высотой более 2 км. Геологов привлекли оползень, а также огромные валуны, скатившиеся в долину по горным склонам. След одного такого «булыжника» растянулся на 2 км.