Новый способ воздухоплавания
«Наука и жизнь» № 41, 1890 год.
Прилагаемая гравюра изображает весьма оригинальное изображение, которое сделал американец Тэйер (Thayer) в Бостоне. Он задался целью приспособить для целей воздухоплавания систему обыкновенных бумажных змеев и устроил все таким образом.
Делается несколько змеев из тонкой и крепкой материи (напр. из шелковой), натянутой на металлическую раму из стали или алюминия. На нашей гравюре изображена система из 15 змеев, соединенных в три ряда, по пяти в каждом. К верхнему ряду прикреплены три небольшие аэростата, цель коих двоякая. Во-первых, аэростаты поднимают змеи на достаточную высоту перед началом полета, что бывает необходимо, если на поверхности земли ветер слаб; во-вторых, в случае внезапного затишья, аэростаты предотвращают быстрое и опасное падение вниз, если пловцы, напр., не успеют быстро развернуть парашют.
К нижнему ряду змеев прикрепляются три гири, имеющие целью дать системе устойчивость и, таким образом, заменяющие хвосты обыкновенных бумажных змеев.
Три толстые веревки идут от системы змеев вниз. На нашей гравюре нижние концы веревок прикреплены к плоту из бревен. В случае, если путешествие совершается по суше, то нижние концы прикрепляются к большой телеге, которая катится по земле, вслед за путешественником.
В верхней части веревок прикреплены блоки с перекинутыми на них веревками; корзинка воздухоплавателей прикрепляется к системе блоков. Когда змей поднимается на достаточную высоту, воздухоплаватели садятся в корзинку и по блокам подтягиваются сами на желаемую высоту, наматывая концы перекинутых через блоки веревок на вал с ручкой. Таким образом легко подтянуть корзинку на желаемую высоту.
От корзинки к змеям идут особые веревки для управления системой. Посредством этих веревок змеи устанавливаются под желаемым уклоном, точно так же, как паруса на кораблях, так что можно идти прямо не только при попутном, но и при боковом ветре.
Воздухоплаватели берут с собой в корзинку, на всякий случай, парашют.
Изобретатель предлагает свой аппарат для путешествия к Северному полюсу. Когда судно путешественников будет затерто льдами в полярных морях, вообще когда дальнейшее движение вперед для корабля станет невозможно, — по мнению изобретателя, можно двинуться вперед при помощи его аппарата.
Нет сомнения, что в этом случае аппарат Тэйера может оказать некоторые услуги, но вряд ли эти услуги будут большие, так как было бы слишком рискованно предпринять на нем большую поездку. Если он и может иметь практическое значение, то всего скорее в военном ведомстве. Во время бури подниматься на обыкновенных аэростатах очень опасно и часто невозможно. Для аппарата же Тэйера буря — наилучшее условие. Поэтому с него было бы удобно наблюдать за неприятелем именно во время бурь. Темнота, в данном случае, даже выгодна, скрывая аппарат от неприятеля. Между тем, пользуясь электрическим светом и прожекторами, воздухоплаватель легко может освещать какой угодно пункт на расстоянии нескольких верст; электрический же ток, конечно, проводится к лодке по проволоке. Система змеев удобнее шаров для наблюдения за неприятелем еще и потому, что безопаснее; в том случае, если в шар попадет снаряд, он гибнет; если же снаряд пробьет змей, то не нанесет ему почти никакого ущерба.
Конечно, аппарат Тэйера весьма удобен и для любителей — тем более, что устройство его очень простое. Без шаров в этой системе легко и обойтись: требуется только поставить аппарат на открытом месте и выждать ветра посильнее, — он поднимется и без помощи шаров. Рамы змея можно сделать из толстой стальной проволоки, вместо шелковой материи — взять тонкое полотно, а все остальные части стоят пустяки. На случай, если бы кто-либо вздумал устроить такой аппарат, приведем сведения о силе ветра и вычисления о размерах аппарата.
На небольших метеорологических станциях сила ветра определяется по пятибалльной системе:
Балл 0 — безветрие;
» 1 — ветер отклоняет дым из труб;
» 2 — » колеблет листья растений;
» 3 — » » сучья деревьев;
» 4 — » » стволы деревьев;
» 5 — буря.