Сергей Сергеевич Юдин — один из наиболее выдающихся хирургов XX века

Наука и жизньИстория

Год в Новосибирске

Член-корреспондент АН СССР Ю. Наточин (г. Ленинград)
Фото автора

С. С. Юдин в Новосибирске. Август 1952 года.

В числе жертв необоснованных репрессий в 40—50-х годах оказался и один из наиболее выдающихся хирургов XX века Сергей Сергеевич Юдин — академик АМН СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, почётный член Хирургического общества им. Н. И. Пирогова, Королевского общества хирургов Великобритании, Американского общества хирургов, общества хирургов Каталонии, почётный доктор Сорбонны и Парижской академии. Он внёс огромный вклад в разработку хирургических методов лечения язвенной болезни и непроходимости пищевода, впервые в истории хирургии осуществил переливание трупной крови человеку, вошедшее затем в медицинскую практику. С. С. Юдин был Главным хирургом Института им. Н. В. Склифосовского, много оперировал, читал лекции слушателям Института усовершенствования врачей, в годы Великой Отечественной войны оказал огромное влияние на развитие военно-полевой хирургии. В ночь на 22 декабря 1948 года он по кощунственному обвинению был арестован и пробыл в заключении более 3-х лет. В марте 1952 года С. С. Юдин был выслан в город Бердск, что неподалёку от нынешнего Академгородка под Новосибирском. Вместе с ним выехала из Москвы его жена Наталья Владимировна.

С. С. Юдин в операционной Новосибирской областной больницы. Август 1952 года.

О жизни С. С. Юдина в Сибири известно немного. Но среди тех, с кем он общался в тот период, оказался и автор предлагаемых заметок Юрий Викторович Наточин, ныне — заведующий лабораторией Института эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова, а тогда — студент Новосибирского медицинского института. Встречи, совместная работа, а позже переписка с необыкновенно одарённой личностью произвели на молодого человека неизгладимое впечатление, которым он и делится с читателями.

В Бердске Сергей Сергеевич, истосковавшись по работе, сразу же обратился к хирургу местной больницы Г. П. Бадьину за разрешением консультировать больных, а если можно, то и оперировать их. Через несколько недель в Новосибирске заболела жена секретаря обкома партии Ивана Петровича Тура, человека глубоко порядочного, много сделавшего для развития Сибири. Ей понадобилась хирургическая помощь, и когда решили было отправить её в Москву, то специалисты Кремлёвской больницы посоветовали делать операцию на месте, вызвав для этого из Бердска С. С. Юдина. Было получено разрешение, Сергей Сергеевич успешно прооперировал больную и по своему обыкновению внимательно наблюдал за её выздоровлением. Этот случай сыграл свою роль, и вскоре Юдин переехал в Новосибирск.

Получив возможность стоять у операционного стола, С. С. Юдин стал делать по 4—6 полостных операций в день. Он работал в онкологическом отделении, оперировал в основном опухоли различных отделов желудочно-кишечного тракта, и посмотреть на эти операции собирались множество врачей и, конечно, мы, студенты. Специалисты в один голос восхищались высочайшей техникой и артистизмом Юдина, ну, а нас, ещё не всегда понимавших огромную сложность многих из этих операций, поражала лёгкость, с которой оперировал Сергей Сергеевич.

Удивляла сила духа учёного. Будучи несправедливо обвинён, оторван от работы, друзей, изолирован от общества, С. С. Юдин вовсе не озлобился, что частенько случалось с людьми в подобных обстоятельствах. Попав в Новосибирск, он стремился к полноценной жизни, к труду, был удивительно доброжелателен, энергичен, хотя сам он зачастую наталкивался на глухую стену неприятия. Так, он задумал в этих трудных условиях осуществить широкую программу научных работ. Но, будучи рядовым врачом онкологического отделения, он не имел никаких штатных помощников. Сергей Сергеевич хотел привлечь к делу студентов-медиков, но руководители нашего института, несмотря на неоднократные просьбы, уклонялись от встречи с С. С. Юдиным. Помочь ему старались лишь заведующий кафедрой нормальной анатомии профессор К. В. Ромодановский и некоторые другие преподаватели института.

Летом, во время каникул, Юдин всё-таки спросил у дочери секретаря обкома Лены Тур, которая училась на нашем курсе, не согласились бы студенты помогать ему в экспериментальной работе? Несколько человек с радостью откликнулись, среди них были В. Н. Понурова, 3. Г. Андросова, Ю. М. Левин и другие. Мы трудились вместе с Сергеем Сергеевичем с раннего утра до позднего вечера. Однако осенью, когда возобновились занятия в институте, нам запретили работать с ним, а меня даже освободили от обязанностей секретаря комсомольской организации курса. Число участников работы уменьшилось, тем не менее мы продолжали помогать Сергею Сергеевичу обрабатывать полученные результаты, рисовать графики и т. п. Позднее руководство института запретило студентам присутствовать и на хирургических операциях С. С. Юдина.

Прогулка по Оби. Слева направо: Н. В. Юдина, студентка З. Г. Андросова (ныне — зав. кафедрой Новосибирского медицинского института), С. С. Юдин и академик П. И. Страдынь. Лето 1952 года.

Несколько слов следует сказать о тех научных проблемах, которые занимали Сергея Сергеевича в Новосибирске. Они были посвящены физиологии пищеварения, — точнее изучению нейрогуморальной регуляции желудочной и кишечной секреции у человека, роли нервов в регуляции деятельности пищеварительных желёз. Листая сохранившиеся у меня записи С. С. Юдина, можно точно воспроизвести сформулированные им задачи намечаемого исследования: «Целью проводимой работы является изучение желудочной секреции у людей, используя для этого больных с желудочными свищами на разных этапах операций искусственного пищевода».

По сути дела, он продолжал работы великого И. П. Павлова, который за эти исследования был удостоен в 1904 году Нобелевской премии. Но в отличие от физиолога Павлова хирург Юдин шёл более трудным путём: он не экспериментировал на собаках, где можно ставить любые опыты, а лишь наблюдал за своими пациентами, используя те ограниченные возможности, которые открывала необходимость хирургического лечения. Так, у некоторых больных проходимость пищевода была нарушена опухолью и требовалось создание нового пищевода. На разных этапах этих операций создавались уникальные возможности не только для обследования этих больных, но и выяснения особенностей отделения соков (секретов) в желудке и тонком кишечнике. Так как в ходе операций в ряде случаев возникала необходимость в перерезке нервов, подходящих к желудку, то можно было выяснить их значение в регуляции секреторных процессов. И так далее.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Борьба с «врагами народа» Борьба с «врагами народа»

От древнеримских проскрипций до наших дней

Наука и жизнь
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Амазонские дельфины помочились в воздух Амазонские дельфины помочились в воздух

Как китообразные используют мочеиспускание для коммуникации

N+1
«Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле) «Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле)

Может ли мощное судно проиграть битву со льдом?

ТехИнсайдер
Бродский и его окружение Бродский и его окружение

Размышляем о роли вина в жизни и поэзии Иосифа Бродского

РБК
Инна Ульянова: «Мы, женщины, любим обманываться» Инна Ульянова: «Мы, женщины, любим обманываться»

«Ее Маргарита Павловна чуть было не погубила всенародно любимый фильм»

Коллекция. Караван историй
Хельга Филиппова: «В «Триггере» у меня было два любимца — Максим Матвеев и Даня Воробьев» Хельга Филиппова: «В «Триггере» у меня было два любимца — Максим Матвеев и Даня Воробьев»

«Я всегда была Хельгой. У меня финские корни»

Коллекция. Караван историй
Евгения Громова: «Интересно жить свою жизнь – это уже поступок» Евгения Громова: «Интересно жить свою жизнь – это уже поступок»

Евгения Громова о смелости, режиссерском опыте и важности личных границ

VOICE
Ни рук, ни ног — вообще ничего… Ни рук, ни ног — вообще ничего…

Что представляют собой змеи, чем они опасны и чем прекрасны?

Наука и жизнь
В поисках частиц темной материи В поисках частиц темной материи

Три основные гипотезы о том, что представляют собой частицы темной материи

Знание – сила
Очень приятно, принц! Очень приятно, принц!

Советы и места, где искать мужчину мечты

Лиза
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Мои бабушки Мои бабушки

Сохранить старые фотографии и по ним исследовать семейную историю

Afternoon Seasons of life
Всё в норме Всё в норме

Как правильно применять психологические кодексы, чтобы изменить жизнь к лучшему

VOICE
Неисправимый романтик Неисправимый романтик

Луи Гаррель про борьбу с аэрофобией, работу с Венсаном Касселем и тюленя

Grazia
Открыть в приложении