Afternoon Seasons of lifeСпорт
Саар Харари: «Хочу строить, а не разрушать»
В чем суть гаги? Кто все эти люди, приходящие на занятия? Каким образом гага сообщает мозгу, что все хорошо? Маша Вайсман встретилась с Сааром Харари, чтобы попытаться расшифровать язык гаги — танцевальной практики родом из Израиля, завоевавшей тысячи поклонников по всему миру.

Иногда мироздание рисует картину жизни крупными мазками. Сбываются самые странные мечты — из тех, что пронзают тебя прямым попаданием в сердце и тут же вылетают через лопатку. Ты вроде и думать забыла, а лопатку-то тянет и тянет.
Гуляя около Suzanne Dellal Center, я восхищалась архитектурным ансамблем, необычным для Тель-Авива, грейпфрутами, спокойно растущими на ветке, так и не сорванными, потом у что кого здесь ими удивишь. Всякий раз чувствуешь какую-то особенную радость, связанную именно с этим местом. Смотрела на людей, которые заходят в здание Batsheva Dance Company, и думала: кто все эти люди? Они не танцоры, не та возрастная группа, да и стать не та. Это не зрители, по утрам нет спектаклей. Неужели они… танцуют? Или ходят на гагу? Интересно. Говорят, это какие-то танцы. А как же я?
Была у меня неудачная попытка установить приложение Gaga и записаться на урок. Было острое желание пойти, наконец, просто так, и будь что будет. Но я повредила колено и довольно долго хромала и охала, уж какие тут танцы…
Но, видимо, где-то там наверху мое желание было отмечено красной галкой, потому что в один прекрасный день мне позвонили и сказали, что через три дня у меня интервью с одним из учителей гаги, арт-директором тель-авивской студии Сааром Харари. Сказали это так, словно мы давно договаривались. Вопрос «почему я?» так и застрял в горле из боязни спугнуть это удивительное предложение.
Я заметалась по интернету, стала читать, смотреть все про гагу и ее создателя Охада Нахарина, и про Саара Харари, с которым мне предстояло встретиться. Все, что я узнала в интернете о гаге, было так красиво и туманно, что даже непонятно, о чем спрашивать, но я написала девятнадцать вопросов. В назначенный день я пришла в Suzanne Dellal Center, где расположилась студия, на интервью. И да — о счастье — меня пригласили на урок!
С первой минуты стало понятно, что все мои вопросы можно спокойно выкинуть в мусор. Первым в корзину полетел вопрос, можно ли заниматься гагой людям зрелого возраста. Зал заполнялся опытными пользователями гаги. Это были женщины 50+ с лихо закрученными на голове тюрбанами, седовласые мужчины без возраста, старцы с хвостами, перехваченными многочисленными резиночками и лихо выбритыми висками. Было несколько людей с внешностью профессоров и девушки с очень натренированными ногами.
Саар вошел в класс, поздоровался, включил музыку, встал посередине и сказал: «Почувствуйте свое тело в пространстве…»
Это как? Для начала каждый нашел свое место вокруг Саара. Все стали двигаться, словно в невесомости. Потом мы почувствовали свое тело, пританцовывая маленькими шагами.
«Будьте здесь и сейчас! Посмотрите на тех, кто рядом! Не смотрите на себя!» — говорит Саар.
Зеркал в зале нет, это главное условие, так что и не посмотришь на себя. Смотрю на Саара, на седовласых старцев, их плавные движения руками и плечами, легкую переступь с одной крепкой загорелой ноги на другую. Женщины в тюрбанах двигались в своем ритме и улыбались, прикрыв глаза.
Но: «Не закрывайте глаза! Не улетайте! Мы здесь и сейчас! Посмотрите вокруг! Мы двигаемся свободно. А теперь мы чувствуем гравитацию. Как мы ее чувствуем… Это непросто, выдыхаем…»
Саар опускает плечи и голову, и все вслед за ним звучно выдыхают.
Нет, не все. Невозможно звучно выдохнуть при таком большом скоплении народа. Это требует какого-то специального расслабления. Не все сразу готовы к такому.