Возможно ли на планете размером с Марс возникновение условий для жизни?

Наука и ТехникаНаука

Как выглядел бы Марс, будь он пригодным для жизни

Игорь Край

Как выглядел бы Марс, если б условия на планете оказались пригодными для жизни человека? Когда-то, менее века назад, людям с живым воображением легко удавалось это представить, не слишком даже погрешив против фактов, известных на тот момент науке. Результат мог разниться в деталях, но общими элементами неизменно оказывались пустыни, гигантские пауки (без них нельзя) и марсианки с выраженными признаками принадлежности к классу млекопитающих, не нуждающиеся в преимуществах, предоставляемых уменьшенной силой тяжести. Все это, а также доступные теперь карты покрытого океанами Марса, вполне может рассматриваться как вводные при постановке мысленного эксперимента.

Но начать стоит с вопроса: «Возможно ли на планете размером с Марс возникновение и длительное, достаточное для эволюции до высших форм, сохранение условий для жизни?». Возможно. Однако в таком случае сходство между данной планетой и Марсом массой и ограничится.

Четыре миллиарда лет назад условия на Марсе почти не отличались от условий на современной ему архейской Земле. Независимо от света тусклого, не разгоревшегося еще во времена молодости системы Солнца свет все равно не пробивался сквозь плотную, затянутую облаками пара и пепла атмосферу: обе планеты согревались теплом собственных недр. Но у Марса запасы быстро были исчерпаны. Тектоническая активность упала, и утечка атмосферы перестала компенсироваться поступлением газов из жерл вулканов.

Небольшая планета может долгий срок сохранять атмосферу и гидросферу, только если постоянно получает дополнительную энергию за счет приливных взаимодействий. То есть теоретически спасти Марс было бы можно только поместив его в другую систему – на орбиту газового гиганта или бурого карлика. Но при этом полностью изменятся не только астрономические условия. Это будет уже не Марс. Сохранение активности недр означает, что не останется следа от кратеров, что формирование океанической коры не прервется в самом начале, и возникнет тектоника плит. Планета потеряет все узнаваемые и знаковые черты. Не появится эпичный каньон Маринер, образовавшийся, когда остывающая и сжимающаяся быстрее нижележащей мантии кора лопнула. Не появятся грандиозные щитовые вулканы Фарсиды. Тектоника плит распределит излияния магмы равномерно, как это было на Земле. Даже пустынь не будет. Их затопит. Ведь поддержание плотной атмосферы в условиях ее ускоренной утечки (вторая космическая скорость более чем в два раза ниже) потребует выделения большего количества газов. А значит, и пара, который, конденсируясь, утечки избежит. «Живой Марс» будет покрыт океаном почти целиком, кроме горных регионов, превратившихся в архипелаги.

Оставаясь Марсом, Марс может стать пригодным для жизни только искусственно. То есть в результате терраформирования – преображения усилиями некой, не стесненной ни в материальных, ни в технических средствах сверхцивилизации.

Принимая в качестве граничного условия упоминавшихся ранее марсианок, можно заключить, что терраформирование будет подразумевать создание вдвое более плотной атмосферы из кислорода и азота. Ибо температура кипения воды зависит от давления, а то – от силы тяжести, которая меньше. Соответственно, доля кислорода в атмосфере Марса – тут уже важно давление парциальное – окажется вдвое меньшей, чем на Земле. Азота, таким образом, будет 90%. Углекислый газ можно оставить, сколько есть, он не будет слишком мешать, а лишь усилит парниковый эффект.

...Также, чтобы получить картину, видимую на карте, придется долить воды. В реальной истории планеты океан никогда не был так велик. Даже учитывая, что глубина его, сравнительно с земными океанами, очень мала. Плюс, более половины изверженной недрами воды позже Марс потерял безвозвратно. Придется что-то придумать для повышения температуры, так как Солнце далековато, а текущие по поверхности реки лавы более атмосферу не согревают. И понадобится добавить некий щит, прикрывающий поверхность от радиации. Сколь бы могущественной ни была эта сверхцивилизация, расплавлять ядро Марса для запуска генерации собственного магнитного поля она не станет просто по соображениям здравого смысла. Это как раз тот случай, когда новая планета обойдется дешевле ремонта старой.

Главное же, на что не способна даже самая продвинутая техномагия, прошедших на Земле четырех миллиардов лет геологической и эволюционной истории терраформированный Марс не получит. Климатическая эрозия не оставит на поверхности планеты следов сверх тех, что уже оставила. Это значит, что никуда не исчезнут, например, кратеры… Но тем очаровательнее будет местный колорит.

Разорвавшие шаблон Разорвавшие шаблон

Идеи этих ученых настолько опережали эпоху, что современники считали их чушью

Что такое «парижский синдром» и чем он опасен Что такое «парижский синдром» и чем он опасен

Японцы, Париж, неоправданные ожидания… В чем связь? В «парижском синдроме»

Схема мироздания Схема мироздания

Что объединяет орнамент, тело человека, элементарные частицы и земной шар?

Правила жизни Андрея Миронова Правила жизни Андрея Миронова

Актер умер 16 августа 1987 года в возрасте 46 лет в Риге, Латвия.

Любовь сильнее страха Любовь сильнее страха

Всегда была любовь к городу и желание сделать о нем сувенир

Seasons of life
Женщины меняют Петербург Женщины меняют Петербург

«Собака.ru» вместе с Mercury благодарят петербурженок за их достижения

На новой волне На новой волне

Почему так важна саморефлексия и как ее в себе прокачать

Ненормированный день Ненормированный день

Как работают складские роботы «Сбершаттл»

«Забот меньше, зарабатываю столько же»: топ-менеджеры о том, почему выбрали понижение в должности и стали разработчиками «Забот меньше, зарабатываю столько же»: топ-менеджеры о том, почему выбрали понижение в должности и стали разработчиками

Специалисты рассказали, почему решили спуститься вниз по карьерной лестнице

Из свиней сделают чипсы Из свиней сделают чипсы

Агрохолдинг «Талина» запустил в Мордовии промышленное производство мясных снеков

Абсурдизм поможет справиться с проблемами в жизни? Интересные факты об этой философии Абсурдизм поможет справиться с проблемами в жизни? Интересные факты об этой философии

Вот как объясняет человеческие метания философ Альбер Камю

Космические университеты Юрия Гагарина Космические университеты Юрия Гагарина

Каким был вклад Юрия Гагарина в космонавтику

Психоистория коллекционирования Психоистория коллекционирования

Почему людям разных эпох неизменно нравилось собирать редкие вещи?

Что такое мнительность и кто такой мнительный человек: объяснение гештальт-терапевта Что такое мнительность и кто такой мнительный человек: объяснение гештальт-терапевта

Что значит — мнительный характер? Почему он вреден для вашей жизни?

По Ленинским местам По Ленинским местам

8 вещей, которые нужно сделать в Ульяновске и окрестностях

Радиотелескоп MeerKAT случайно открыл 49 новых галактик за пару часов Радиотелескоп MeerKAT случайно открыл 49 новых галактик за пару часов

MeerKAT смог за 2,3 часа открыть 49 галактик по излучению нейтрального водорода

Древние жители Иберии разделали мамонта около 1,2 миллиона лет назад Древние жители Иберии разделали мамонта около 1,2 миллиона лет назад

Следы от орудий нашли на костях из местонахождения Фуэнте-Нуэва-3

Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя» Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя»

Футуролог Андрей Михайлов — о влиянии технологий на человеческие привычки

Великобритания подошла для роста гигантских секвой не хуже Калифорнии Великобритания подошла для роста гигантских секвой не хуже Калифорнии

Секвойядендроны можно высаживать для борьбы с изменением климата

«Задуйте свечи»: как экологично выражать скорбь в сети? «Задуйте свечи»: как экологично выражать скорбь в сети?

Что можно и чего не стоит постить в ответ на трагические новости?

Время посещения древними людьми французской пещеры вычислили по саже в спелеотеме Время посещения древними людьми французской пещеры вычислили по саже в спелеотеме

Охотники-собиратели посещали памятник Поинтс в конце верхнего палеолита

Сомнительно и о’кей. Худшие и лучшие соусы и сыры к картофелю фри Сомнительно и о’кей. Худшие и лучшие соусы и сыры к картофелю фри

Секреты вкусного картофеля фри: как подобрать соус и сыр

Розы за полмиллиона: почему женщинам принято дарить цветы и при чем здесь 8 Марта Розы за полмиллиона: почему женщинам принято дарить цветы и при чем здесь 8 Марта

Кто и когда придумал дарить цветы женщинам

Что делать, если вы придаете значение праздникам и годовщинам, а ваш партнер — нет Что делать, если вы придаете значение праздникам и годовщинам, а ваш партнер — нет

Что происходит, если ваши с партнером взгляды на даты и годовщины расходятся?

Найденный на изгороди волос заставил зоологов усомниться в вымирании яванских тигров Найденный на изгороди волос заставил зоологов усомниться в вымирании яванских тигров

Яванские тигры, которые считаются вымершими, могли дожить до наших дней

Ученые раскрыли секрет, почему нам даже во взрослом возрасте бывает трудно расстаться с детскими игрушками Ученые раскрыли секрет, почему нам даже во взрослом возрасте бывает трудно расстаться с детскими игрушками

Почему мы не можем отвязаться от старых игрушек?

Что строили на месте терактов и крупных трагедий в России и мире Что строили на месте терактов и крупных трагедий в России и мире

Что раньше строили на месте крупных трагедий в России и мире

2 препятствия, которые мешают отделиться от токсичных родителей 2 препятствия, которые мешают отделиться от токсичных родителей

Что мешает жить своей жизнью? Какие шаги помогут выпутаться из токсичной семьи?

Старикам везде у нас почет Старикам везде у нас почет