«Яндекс» ведет разведку: как российский IT-гигант развивает интернет-торговлю и что из этого выходит
«Яндекс» в феврале заявил, что планирует вложить $400-500 млн в развитие e-commerce-активов. Forbes выяснил, на что именно пойдут деньги и при чем здесь «Азбука вкуса»
За последние две недели про одну из крупнейших российских интернет-компаний писали в связи с двумя сделками: свершившейся покупкой 100% интернет-магазина KupiVIP, а также возможной — приобретением розничной сети магазинов «Азбука вкуса». Если в первом случае «Яндекс» заявил о планах интегрировать интернет-магазин одежды в сервис «Яндекс.Маркет», то во втором (при условии, что сделка состоится) мотив покупателя пока неочевиден. Ни «Яндекс», ни «Азбука вкуса» не подтверждают, но и не опровергают информацию о переговорах.
Все жизненные сценарии
Весь прошлый год «Яндекс» наблюдал, как растут в пандемию интернет-ретейлеры. В феврале 2021-го в компании объявили о создании двух бизнес-групп — «Поиск, рекламные и облачные сервисы» и «E-commerce и ridetech» (электронная коммерция и логистические решения). На развитие e-commerce компания пообещала выделить в ближайший год $400-500 млн (30-40 млрд рублей).
«Осознание важности e-commerce для компании возникло примерно восемь лет назад, когда запустили первую версию маркетплейса, — вспоминает директор по продукту «Яндекс.Маркета» Татьяна Умряева, которая работает в компании 11 лет. — Тогда мы верили, что уже к 2015 году доля электронной торговли от общего оборота потребительского рынка составит 10-12%». Здесь расчеты не вполне оправдались: по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), доля интернет-торговли на российском рынке ретейла впервые превысила 10% лишь по итогам первого полугодия пандемийного 2020 года. «Стал очевиден феномен Amazon, на российском рынке он стал притчей во языцех. Активно развивалась трансграничная торговля (AliExpress), позволяющая торговать из одной страны по всему миру. Началось шествие по стране таких перспективных ретейлеров, как Wildberries», — перечисляет Умряева.
В 2016 году «Яндекс» выделил «Яндекс.Маркет» в отдельную компанию. Основная категория товаров, которая всегда приносила наибольший доход маркету, — электроника и бытовая техника. «Лидерство обеспечивают высокий средний чек и исторически сильные позиции «Маркета» в категории, но частота таких покупок очень низкая, люди не покупают плиту каждый день», — объясняет Умряева.
Другое дело — продукты питания и хозтовары: чек ниже, зато покупают значительно чаще, почти каждый день. Поэтому в 2017 году «Яндекс» впервые вышел на рынок продажи еды — приобрел 100% сервиса Foodfox, а через несколько месяцев поглотил местный бизнес Uber и его сервис UberEats (сервис «Яндекс.Еда»). В марте 2019-го IT-гигант начал разработку собственного сервиса экспресс-доставки продуктов на дом с локальных складов (сервис «Яндекс.Лавка»).
А в апреле 2020 года «Яндекс.Еда» начала развивать ретейл-направление — возить продукты из магазинов. В Москве уже каждый пятый заказ сервиса приходится на доставку из магазина или с рынка. По итогам 2020 года годовой оборот (GMV) всего продуктового направления составил 24 млрд рублей. Рост по сравнению с 2019 годом составил 366%.