Набирают скорость: почему «Формула-1» перестает быть мужским чемпионатом
«Формула-1» считается вершиной автоспорта, однако за всю 70-летнюю историю главного гоночного турнира с ним оказались связаны только пять женских имен. При этом принять участие в заезде смогли всего две гонщицы, очки набрала лишь одна. В 2023 году стартует «Академия F1» — гоночная серия и программа тренировок для женщин, которая должна помочь им выехать на гоночную трассу «Формулы-1» впервые с заезда итальянки Леллы Ломбарди в 1976 году.
«Формула-1» представляет собой круговые гонки на машинах с открытыми колесами. Первоначально запущенные в 1950 году соревнования назывались «Чемпионат мира для гонщиков», но в 1981-м были переименованы в «Формулу-1». Формулой называют те технические требования, которым должны соответствовать гоночные болиды. Например, команды должны сами сконструировать машины, поэтому в «Формуле 1» соперничают не только сами гонщики, но и экипаж, который борется за титул чемпионов мира среди конструкторов.
Чемпионат проводится ежегодно и состоит из нескольких этапов под названием Гран-при, в ходе которых участники набирают очки. В каждом Гран-при (в сезоне их около 20) есть три этапа испытаний: свободные заезды (тренировки), квалификация (определяет порядок гонщиков на старте) и сама гонка. В конце года набранные во время гонок баллы суммируются для выявления победителя «Формулы-1».
Перегрузки гонщиков во время торможения в «Формуле-1» схожи с теми, что испытывают космонавты, особенно сильное давление приходится на шею (вес головы со шлемом достигает 35 килограммов), а средняя температура в салоне машины составляет 50℃.
Forbes Woman рассказывает о немногочисленных гонщицах «Формулы-1», о том, какое место сейчас занимают женщины в этом мужском чемпионате, и какие перед ними теперь открываются перспективы. По прогнозам, «Академия F1» должна вывести женщин на соревнования уже через два года.
W — женские гонки
Малочисленность женщин среди пилотов «Формулы-1» обеспокоила Международную автомобильную федерацию (FIA) еще в 2009 году: тогда был создан Комитет женского автоспорта, который возглавила Мишель Мутон — титулованная гонщица, в 1982 году ставшая единственной в истории женщиной-призером чемпионата мира по ралли, который проводит FIA. Комитет занимается распространением знаний об автоспорте среди женщин и способствует их привлечению к гонкам высокого уровня.
В 2019 году появился первый специальный турнир по автоспорту для женщин — серия W, участие в которой бесплатно, а к заезду допускаются 18 пилотесс со всего мира (без учета запасных). С 2021 года гонки серии W проводятся параллельно с некоторыми гран-при «Формулы-1». Главной целью гонок их СЕО серии Кэтрин Бонд Мюир называла продвижение женщин в «Формулу-1». Сначала Бонд Мюир думала, что отдельные гонки для женщин — это шаг назад в борьбе за равенство: зачем учреждать женский турнир, когда в автоспорте женщины исторически могли соревноваться наравне с мужчинами? Еще в 1970-е году автогонщица Лелла Ломбарди набирала очки на трассе «Формулы-1». Критиковали специальную женскую серию за гендерную сегрегацию и сами гонщицы. Однако позже Бонд Мюир изменила свое мнение, посчитав, что любая инициатива, которая помогает объединить женщин в мужском спорте и помочь им добиться успеха, — хорошая идея.