На инвестиционной игле: как стартапы подсаживаются на венчурные деньги и почему это плохо
Привлечь деньги от инвесторов считается бесспорным успехом: теперь у стартапа есть средства, чтобы выполнить все намеченные цели. Но часто эйфория от упавшей на счет суммы и внезапной медийности заставляет основателей забыть про земные задачи и преследовать глобальную, часто невыполнимую цель, живя от раунда к раунду. Почему на этом пути многие проекты из претендентов в «единороги» превращаются в банкротов, в колонке для Forbes рассуждает гендиректор международного стартапа Planner 5D Андрей Устюгов
Принимать инвестиционный раунд за показатель успеха — одна из самых распространенных ошибок большинства стартапов. После этого команда, как правило, поднимает себе зарплату, снимает солидный офис, нанимает звездных специалистов — а потом просто пропадает из поля зрения, так как привлеченные деньги кончились, а поставленные цели не достигнуты. Команда Planner 5D прошла через похожие соблазны: после привлечения $1,5 млн нам казалось, что деньги никогда не кончатся, а внимание общественности после того, как о нас написали американские Forbes и TechCrunch, а технологию отметил The New York Times, вскружило голову. Но мы взяли себя в руки, вернулись к прописанной еще в безинвестиционной реальности стратегии и вошли в 2021 год с четким пониманием, с кем именно мы хотим работать, и с 62 млн пользователей по всему миру.
Сбитые ориентиры
Фандрайзинг, или привлечение инвестиций, со стороны может казаться увлекательным путешествием, в процессе которого вас все хвалят и хотят дать денег, только бы вы продолжали делать то, что любите. На самом же деле это часто очень болезненный и сложный опыт, во время которого компания может оказаться на грани выживания.
Деньги всегда привлекаются для каких-то целей — добежать до следующего раунда, до самоокупаемости, до дополнительного миллиона пользователей, до еще чего-то. Но после того, как стартап получает первые крупные суммы (обычно это переход с посевных инвестиций на раунд А), ориентиры очень быстро сбиваются. Наступает эйфория — и в этом нет ничего плохого: компания растет, и амбиции растут вместе с ней. Хайп, который поднимается вокруг привлекшего деньги стартапа, — это добро, его нужно использовать для поиска партнеров, роста аудитории, создания имиджа и имени стартапа.
Но если попытаться проанализировать, что объединяет стартапы, прошедшие испытание большими раундами, то окажется, что все они остаются в режиме bootstrapping — то есть используют в первую очередь внутренние человеческие ресурсы, не перекупают дорогих специалистов с рынка за большие деньги, не превращаются в корпорацию с прописанной на бумаге культурой и мотивационными планами. Поэтому одна из важнейших задач после привлечения раунда — оставаться в состоянии стартапа как можно дольше и не стремиться стать большими и серьезными слишком быстро. Ничего хорошего, кроме громадных расходов и вероятного банкротства, этот путь не принесет.
Ситуация ровно та же, что с человеком, который выиграл в лотерею. У тебя появляется возможность распоряжаться деньгами гораздо большими, чем когда-либо, и иногда кажется, что они просто упали с неба. Тут же появляются новые наполеоновские планы, о которых раньше ввиду отсутствия средств на их реализацию, даже не думалось. Именно в этот момент особенно важно вспомнить о главной задаче, ради которой раунд был привлечен, и не делать резких движений. Придерживайтесь стратегии, которую составляли, когда шли привлекать раунд, — вы же не просто так все это рассчитывали и упаковывали в презентацию, верно?