«Мы подождем!». Конфликт в МХАТе имени Горького перешел в стадию окопной войны
В конце прошлого года руководить МХАТом был назначен Эдуард Бояков. На прошлой неделе артисты театра записали видеообращение с требованием «вернуть Доронину». Forbes Life поговорил с актерами, которые собираются «досидеть до тех пор, когда Бояков уйдет», чтобы разобраться в сути конфликта и его состоянии.
Конфликт в МХАТе имени Горького пока не разрешился. Сейчас труппа в отпуске, объявленные гастроли не начались, руководство театра готовится к новому сезону. На 30 августа намечен сбор труппы. Конфликт, начавшийся так демонстративно на ступеньках театра (когда артисты обратилась к президенту с просьбой «вернуть Доронину» вместо Эдуарда Боякова, который был назначен на должность художественного руководителя в декабре 2018 года), похоже, перетекает в позиционную войну.
В видеообращении артистов, выложенном на YouTube, говорится о том, что многолетний руководитель (она возглавила театр после раздела МХАТа в 1987 году на МХАТ имени Горького и МХАТ имени Чехова), народная артистка, президент театра Татьяна Доронина лишена всех полномочий, в том числе влияния на репертуарную и художественную политику театра, а «МХАТ целенаправленно превращается в прокатную площадку, где классический репертуар замещается спектаклями низкого художественного уровня».
Пресс-секретарь Дмитрий Песков в ответ на видеобращение сообщил, что назначение худруков театров не является прерогативой главы государства. А новый худрук Эдуард Бояков в своем заявлении заверил, что: «Руководству и коллективу нашего театра жаль, что несколько человек, руководствуясь не очевидными для всех мотивами, предприняли попытку превращения места, где мы служим, в площадку для популяризации себя не самыми достойными методами». И тем не менее, несогласные артисты труппы готовы к долгому противостоянию. Как заявила Forbes Life заслуженная артистка России Лидия Матасова: «Мы досидим до тех пор, когда он уйдет! Ему здесь не место. Бояков никогда не имел отношения к русскому реалистическому театру».
Чем МХАТу не подошел Эдуард Бояков
По логике Минкульта, назначившего в декабре 2018 года Эдуарда Боякова худруком МХАТа, переместив Татьяну Доронину (отметившую 85-летний юбилей) на президентскую позицию (так же в свое время подвинули многолетнего директора ГМИИ им. Пушкина Ирину Антонову, назначив директором музея Марину Лошак), у Боякова в театре, который определяет свое предназначение как «духовность», были все шансы на успех. Выдающийся театральный менеджер, создатель и первый директор «Золотой Маски», создатель театра «Практика», учредитель фестивалей «Новая драма», «Большая перемена», «Московского пасхального фестиваля», Бояков отличается феноменальной способностью улавливать запросы общества и создавать конъюнктурный продукт. В 2010 году Эдуард Бояков создал экспериментальный документальный проект «Человек.doc» о героях современности, в 2012 года совместно с Политехническим музеем открыл «Политеатр», чьей первой постановкой стал спектакль «Волны» по рассказам Владимира Сорокина. Бояков вернул моду на чтение стихов, Бояков открыл режиссера и драматурга Ивана Вырыпаева, Бояков работал в Воронеже и Перми. В 2015 году Бояков съездил в Оптину пустынь, где буквально переродился. Настала череда патриотических проектов вроде «Кавказского пленника» на курорте Роза Хутор, продюсирование концертов Хора Сретенского монастыря. Пиком православной театральной карьеры менеджера стало руководство МХАТом имени Горького, коллектива, который считает себя православным реалистическим театром.