«Можно работать хоть в гамаке»: гендиректор «Яндекса» о том, как компания находит лучших сотрудников и роли женщин в IT
Генеральным директором «Яндекса» в России Елена Бунина назначена в декабре 2017 года. С этого момента Елена стала представлять компанию на встречах с партнерами и официальных мероприятиях, но главной ее вотчиной по-прежнему остается работа с персоналом: от должности HR-директора Елену никто не освобождал.
Елена, 2018-й стал для вас первым годом в должности генерального директора. Чем он запомнился?
Тем, что мы запустили несколько удивительных продуктов, о которых три года назад даже не думали.
Например?
Например, «Яндекс.Драйв». С идеей создать собственный сервис каршеринга будущий руководитель «Драйва» Антон Рязанов пришел в октябре 2017-го. Мы, конечно, долго обсуждали, нужно ли нам это, но Антон всех убедил, и уже в феврале прошлого года сервис был запущен. А за год пользователи «Яндекс.Драйва» совершили более 13 млн поездок, и на данный момент у нас самый популярный каршеринг в России и второй в мире.
Еще один эксперимент — «Яндекс. Станция» с «Алисой» внутри. Но «Алиса» стала настолько популярной, что мы решили попробовать и представили весной 2018-го наше первое устройство — «Станцию». Кстати, для меня стало неожиданностью, что устройство пользуется большой популярностью у детей. Друзья рассказывали мне, что «Станция» помогла их детям решить проблемы с речью без похода к логопеду. Просто потому, что, разговаривая с человеком, ребенок ожидает, что тот его поймет, и поэтому не слишком старается. С «железкой» такое не пройдет. Так что дети пытаются четче проговаривать слова, чтобы добиться чего-то от «Алисы».
Ну и наконец, беспилотники. Когда мы в 2016 году решили заняться беспилотными технологиями, нам казалось, что до 2021-го ничего беспилотного по улицам ездить не будет. Но мы недооценили скорость развития технологий. Уже к сентябрю 2018-го мы запустили беспилотное такси в Иннополисе, а через месяц и в Сколково. Только пять компаний в мире разрабатывают беспилотники максимального, пятого уровня, и «Яндекс» одна из них. Уже в 2019 году мы увеличим наш парк до 100 беспилотных автомобилей.
А в январе вы привезли свой беспилотный автомобиль на выставку CES- 2019 в Лас-Вегасе.
Не совсем так. Вместо того чтобы перевозить автомобиль из России в США, мы купили обычную машину и на ее базе всего за месяц сделали беспилотник со всеми нужными сенсорами. Также мы составили карты местности и маршрутов. При этом дороги в Лас-Вегасе отличаются от наших, и нам нужно было учесть эти различия при обучении. Наш беспилотник получил массу положительных отзывов и публикаций в США.
Беспилотники для «Яндекса» — просто эксперимент или вы планируете на них зарабатывать?
Со временем это станет для нас и заработком, конечно. Потому что такси может быть беспилотным, а на такси мы зарабатываем.
Почему, на ваш взгляд, так сократились сроки запуска продуктов?
Внутри «Яндекса» сложилась экосистема, которая позволяет при создании нового сервиса или продукта воспользоваться уже готовыми технологиями. «Яндекс.Драйв» удалось запустить так быстро, потому что мы использовали в том числе и уже имеющиеся наработки.