«Я научилась жить с биполярным расстройством»: 5 личных историй
Далеко не все, у кого диагностируют биполярное аффективное расстройство, могут со своей болезнью «договориться» — найти эффективное лекарство, поддержку, силы справляться с резкими перепадами настроения от эйфории и одержимости до тяжелой депрессии. Многим трудно признаться в диагнозе близким. Пять историй, которые помогут людям с БАР найти правильные решения.
У этих пяти молодых женщин из разных городов общий диагноз — биполярное аффективное расстройство. А еще — готовность открыто говорить о своей болезни и делиться опытом. «Пусть об этом узнают люди, которые так же страдают, пусть они потеряют меньше времени и быстрее получат помощь! Плата за страх слишком высока», — говорит 29-летняя Светлана. Публикуем короткие истории и лайфхаки.
«Биполярнику помощь и забота нужны ничуть не меньше, чем любому другому больному»
Юрия Кистенева, 29 лет, Санкт-Петербург
Мой опыт. С официальным диагнозом я живу три года, но от врачей впервые его услышала в свой адрес 10 лет назад, попав в психиатрическую больницу. Труднее всего было принять тот факт, что болезнь всегда будет частью меня. И что мой мозг в определенные периоды работает против меня. И что даже регулярный прием препаратов не гарантирует «ровного фона». Есть и мании, и депрессии. Но теперь я умею их замечать до того, как они завладеют мною.
Мои правила. Чувствуя, что приближается депрессивный эпизод, я, во-первых, иду принимать душ (даже если делала это пару часов назад). Во-вторых, после душа надеваю свежую одежду вплоть до носков. Это помогает мне почувствовать себя «новой»: вода расслабляет, а чистая одежда дает мне помимо комфорта приятное ощущение свежести и чистоты, с которыми депрессия по определению никогда не связана. И, в-третьих, я прибегаю к своему личному лайфхаку — движениям. К любым, причем желательно под любимую музыку. Пусть музыка будет грустной, это не столь важно. Важно именно «двигать телом»: помыть посуду, пойти гулять, сделать перестановку, вытереть пыль, разобрать чулан, заняться зарядкой, испечь панкейки. Попробуйте, вдруг и вам эти лайфхаки помогут почувствовать себя лучше.
С приближением мании немного сложнее, но тут я тоже нашла лайфхак — «доверенное лицо». Это человек, который знает обо мне все, любит и принимает целиком. Это может быть подруга/парень/родственник или кто-то еще. Когда чувствуете приближение мании, свяжитесь с «доверенным лицом». В деталях расскажите все, что чувствуете: что хотите немедленно поехать в Уфу автостопом, что вам сегодня же нужен этот синтезатор за пять тысяч или что вы решили лететь покорять тайгу. Мое «доверенное лицо» всегда спокойно объясняет, что сначала надо рассчитать бюджет или, например, составить план. А пока я занимаюсь планированием, мания утихает.
Мои советы родным и близким людей с БАР. Прекратите осуждать, даже мысленно. Попробуйте понять, что БАР — такая же болезнь, как, например, диабет или пневмония. И биполярнику ваши помощь и забота нужны ничуть не меньше, чем любому другому больному. Очень нужны.
«Заранее договоритесь с близким, как будете действовать»
Светлана Шибанова, 29 лет, бизнесвумен, студентка Московского института психоанализа, Москва
Мой опыт. До лечения у меня были хроническая бессонница, самоповреждения, многомесячные депрессии. Моя жизнь была похожа на пунктирную линию, и с годами пустоты становилось все больше. Я будто ненадолго всплывала и делала жадный вдох, а потом снова тонула в апатии и безысходности. После пятнадцати лет такой жизни диагноз — его поставили три года назад — стал освобождением и новой надеждой. Поэтому я его не стыжусь. Иногда смелость — это признать, что тебе нужна помощь.
Самое трудное для меня — справляться с беспокойством, что таблетки перестанут помогать, мое состояние снова ухудшится и я потеряю все, чего достигла. Благодарна мужу, который меня поддерживает и радуется, что я налаживаю свою жизнь. Сейчас я работаю в малом бизнесе и учусь на психолога.
Мои правила. В депрессии пропадает мотивация и сила воли, и тогда самое эффективное для меня — не упрекать себя, не ждать помощи от других, а включить «внутреннего родителя». Когда мало сил на повседневные дела, я проговариваю действия про себя или вслух и хвалю себя: «А теперь встаем и идем умываться. Вот, замечательно». Стараюсь относиться к себе как к маленькому ребенку — заботливо и бережно.