Дунайские байки
Вена — одна из культурных столиц Европы, знаменита своим театром, музыкой, музеями… А представляете, насколько хорош должен быть Венский технический музей, если его неизменно включают в десятку мест, обязательных для посещения в австрийской столице?
Центральная Европа… Пересечение и слияние противоположностей: немецкого орднунга и итальянского разгильдяйства, восточной широты и западного рационализма. Австрия — земля вальса и точной механики. Как это сочетается? Легко!
Поскольку австрийцы гордятся своими техническими достижениями не меньше, чем свершениями на ниве музыки и других изящных искусств, то уже в начале XX века они озаботились созданием технического музея. Его взяли под своё крыло ведущие промышленники и финансисты, а 110 лет назад, 20 июня 1909 года, император Франц Иоcиф лично заложил первый камень в основание музейного здания. Великолепный текст размещён на закладной доске: «Технический музей промышленности и ремёсел основан в связи с 60‑летним юбилеем правления императора Франца Иосифа I государством, городом Веной и благородными людьми — предкам для чести, молодёжи для учения, промышленности для пользы…» Открытия музея, правда, пришлось ждать до 1918 года — за это время Австро-Венгерская империя превратилось в куда меньшую по размерам Австрию.
Мотоциклетная экспозиция Венского технического музея, увы, не очень велика. Тем не менее она отлично отражает развитие мотоцикла в Австрии — не только мейнстрим, но и некоторые технические закидоны.
Когда мы говорим об истории австрийских мотоциклов, то в первую очередь вспоминаем марку Puch. Иоганн Пух основал велосипедную компанию в Граце в 1899 году, через два года построил свой первый ДВС, а в 1903 году приступил к производству мотоциклов. В экспозиции музея — выпущенная в 1907 году модель 5 HP, оснащённая четырёхтактным V-твином рабочим объёмом 730 см³. Машина выпускалась в двух значительно отличавшихся друг от друга вариантах. «Одиночка», разгонявшаяся до 85 км / ч, имела односкоростную трансмиссию с приводом ремнём на заднее колесо. А колясочная модель (на фото) развивала скорость всего 50 км / ч, зато имела привод цепью на двухступенчатую передачу и сцепление, смонтированные в заднем колесе. Кроме того, её двигатель был оснащён принудительным воздушным охлаждением; вертикальная ременная передача приводит вентилятор, установленный с другой стороны мотора.
Все, кто хоть сколько‑то интересуется мотоциклами, знают марку KTM, многие слышали про Puch, а вот известна ли вам марка Lohner? Между тем она вполне достойна занять место в «большой тройке» австрийских мотопроизводителей. Основанная ещё в 1821 году компания производила конные экипажи высшего класса, в 1900 году на выставке в Париже продемонстрировала электромобиль конструкции Фердинанда Порше, во время Первой мировой войны стала одним из основных поставщиков самолётов для императорской армии, а после распада Австро-Венгрии переключилась на изготовление трамваев (чем с успехом занимается до сих пор). После Второй мировой войны Lohnerwerke решила также оседлать модную скутер-волну. Перед вами — её первый опыт на этом поприще, Lohner L98 1950 года с 98‑кубовым двигателем Sachs-Rotax, мощностью 2,25 л.с.