Мотивация завистью
Завидовать нехорошо, но — полезно. В этом противоречии разбирается Катерина Мурашова.
П
осле публикации предыдущего материала участница проекта «Сноб» Светлана Горченко прислала мне письмо, в котором подняла вопрос, показавшийся мне интересным и достойным отдельного обсуждения. Приведу цитату:
«Но как взращивать именно совесть? Из вашего материала получается, что оно само собой прорастет.
Важный момент — учить просить прощения. Этого достаточно?
Достаточно, чтобы человек, наученный просить прощения, понимал, что не надо совершать такие поступки?
“Не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не спасешься…”
Ведь согрешить при таком раскладе можно так, что потом жить невмоготу будет.
А как, на ваш взгляд, связаны совестливость/бессовестность и завистливость?
Допустим, родители хотят воспитать независтливого ребенка и пришли к вам с этим вопросом…»
Да, действительно, про совесть — существенный вопрос. Откуда эта самая совесть берется у человека в процессе его индивидуального развития? Она врожденная? Или ей можно обучить, как, например, обучают человека текущей общественной морали и традициям?
Да и вообще, что она такое, если не стыд и не вина? Внутренний нравственный закон по Канту? Что-то еще?
Не могу утверждать наверняка, но владеющие другими иностранными языками люди говорили мне, что на некоторые европейские языки русское слово «совесть» напрямую не переводится, потому что такого слова в этих языках нет. И это все еще усложняет.
Скажу, как мне это видится, а потом перейдем к теме зависти.
На мой взгляд, совесть развитого индивидуума — это совокупное и сознательно или бессознательно интериоризированное (перешедшее вовнутрь личности) и потом переработанное уже самой этой растущей личностью мнение самых значимых в его развитии людей по самым значимым и базовым вопросам общественного (коллективного, семейного) бытия. Совесть формируется в раннем и среднем детстве, входит в структуру личности в качестве ее важной части и выглядит, точнее, слышится как один из наших «внутренних голосов».
Как это практически работает, я описала в одной из первых своих новелл на «Снобе», в рассказе «Кусок хлеба для блокадной бабушки».
Уважаемые читатели, если будете читать этот рассказ, обратите внимание на комментарии к нему. Он был написан и опубликован в 2009 году, но поднятая там тема передачи межпоколенческого опыта и высказанные там мнения стали сегодня для нашего общества неожиданно и трагически актуальны.
Совести можно практически не иметь (ну не случилось в ранней жизни человека этих «важных и значимых» или ничего существенного они ему не передали). В языке это выражается как «а совести-то у него нет и не было никогда».