Прощай, рудник. Прощай, Ангола
«Алроса» под бременем санкций вынуждена продать свою долю в крупном алмазном руднике Катока в Анголе и переориентировать зарубежные поставки на рынки дружественных стран. Но главным вызовом для всех традиционных игроков является наступление на рынок искусственных алмазов
Восьмого декабря, под занавес своего президентства, Джо Байден впервые отправился в Африку и нанес визит своему ангольскому коллеге Жоау Лоуренсу. Первоначально запланированную на октябрь поездку пришлось перенести из-за разрушительного урагана «Милтон», заставившего главу государства остаться в Вашингтоне. Задержка оказалась как нельзя кстати: ангольские власти, в последние годы все активнее сотрудничающие с США, успели к приезду Байдена «зачистить» важный след многолетних связей Анголы с Россией по линии алмазного бизнеса — завершить продажу 41-процентной доли российской компании «Алроса» в местном горнорудном месторождении Катока, где добывается 80% ангольских алмазов, — четвертом по величине алмазном руднике мира. Согласование сделки прошло 28 ноября, покупателем выступила компания Maaden International Investment LLC, структура государственного фонда Султаната Оман Mercury Investments International.
Однако Байден приехал вовсе не за алмазами: главной целью визита были личная инспекция и поддержка так называемого коридора Лобиту — масштабного инфраструктурного проекта по строительству и реконструкции полуторатысячекилометровой железной дороги от «медного пояса» внутри континента на территории Замбии и Демократической Республики Конго до порта Лобиту на атлантическом побережье Анголы. Здесь основным конкурентом США выступает Китай, которому принадлежит большинство медных и кобальтовых рудников «пояса» и восстановленная после 30-летней гражданской войны старая железнодорожная ветка от Лобиту до конголезской границы — по ней в 1940-х годах везли уран из Конго для «Манхэттенского проекта». Теперь Америка намерена потеснить Поднебесную, продлив и модернизировав дорогу. Но если вложения КНР в инфраструктуру обернулись для Анголы долгом в 25 млрд долларов (это более 40% всего внешнего долга страны), то транспортный коридор Лобиту предполагается построить за счет средств международных финансовых институтов и крупного глобального сырьевого трейдера Trafigura.
Но и Китай не намерен сдавать позиции. В сентябре нынешнего года китайцы подписали соглашение с Замбией и Танзанией о модернизации старой железной дороги, построенной КНР еще в годы правления Мао Цзэдуна от «медного пояса» до Дар-эс-Салама — столицы Танзании и крупного порта на восточном побережье континента.
Санкции прилетели
Ангольский актив «Алросы», по сути, был обречен с начала нынешнего года — после вступления в силу санкций ЕС против компании и ее гендиректора Павла Мариничева. Новый пакет еще больше осложнил работу предприятия, и без того с весны 2022 года находящегося под блокирующими санкциями американского минфина. ЕС и страны «Большой семерки» наложили запрет на импорт природных непромышленных алмазов, искусственных алмазов и ювелирных изделий, содержащих алмазы, российского происхождения, включая камни, обработанные в третьих странах. При этом европейцы обязались уже к 1 сентября 2024 года создать механизм проверки и сертификации необработанных камней по стране происхождения.
«G7 смогли убедить Анголу участвовать в системе, которая позволит реализовать санкционное эмбарго против нашей страны, — считает Владимир Збойков, исполнительный директор ассоциации “Гильдия ювелиров России”. — Проблема заключалась в том, что страну происхождения алмазов можно установить не во всех случаях и процедура такого определения сама по себе достаточно затратна. А российские алмазы могут смешиваться с камнями из других рудников в третьих странах — например, в Анголе, на руднике Катока, ассоциированном с “Алросой”. Если же алмаз огранить в бриллиант, шансов определить страну его происхождения становится еще меньше. Таким образом, с продажей доли в ангольском активе “Алроса” не только теряет ощутимую часть мировой добычи, но и утрачивает один из теоретически возможных каналов обхода санкций, то есть пути продажи недружественным странам драгоценных камней, добытых в России».
В октябре нынешнего года на Московском финансовом форуме замглавы Минфина России Алексей Моисеев, комментируя будущую сделку, пояснял: «Нужен партнер, который будет развивать актив, заплатит хорошую цену и не будет аффилирован с De Beers». De Beers — алмазная «дочка» британского майнингового мейджора с южноафриканскими корнями Anglo American — принципиальный конкурент «Алросы» на мировом рынке алмазов. Похоже, предприятию удалось найти покупателя, удовлетворяющего всем этим требованиям. К тому же оманский Maaden уже отметился в удачном партнерстве по реструктуризации международного бизнеса российских компаний: в январе 2024 года фонд купил у группы ИСТ Александра Несиса 23,9% акций золотодобывающей компании Solidcore Resources (более известна под прежним названием — Polymetal International).
Ангола уходит под Штаты
Министр минеральных ресурсов, нефти и газа Анголы Диамантино Азеведу заявил, что «Алроса» стала «токсичным партнером из-за глобального контекста», а сотрудничество с санкционной компанией «влияет на авторитет Анголы на международном алмазном рынке». Это тот самый Азеведу, который вместе с коллегой из Габона демонстративно покинул министерскую встречу ОПЕК+ в июне прошлого года, не желая присоединяться к инициированному Саудовской Аравией и Россией поэтапному сокращению квот на добычу нефти для поддержания ее ценового уровня на рынке. А на следующей встрече ОПЕК+ в ноябре Ангола объявила о выходе из картеля. Возможно, демарш был согласован с США в ходе состоявшегося несколькими днями ранее визита Жоау Лоуренсу в Вашингтон. Америка заинтересована в ослаблении ОПЕК, занимая освобождаемую картелем в ходе самоограничения добычи рыночную долю. Характерно, что в день объявления о выходе из ОПЕК Ангола и Конго подписали соглашение о разделе продукции на шельфовом месторождении нефти в территориальных водах двух стран. Это сняло все ограничения на разработку месторождения, концессионером которого через ангольскую компанию-«прокладку» выступает американская Chevron.