«Газпром»: вызов на два десятилетия
Жесткое противостояние России и коллективного Запада привело к потере «Газпромом» львиной доли европейского газового рынка, который в мирное время обеспечивал до 40% выручки. Как закрыть эту брешь — заместить западный экспорт восточным или сделать ставку на развитие СПГ и газохимии?
Финансовые результаты работы «Газпрома» в 2022 году сияют, подобно белоснежной вершине Эвереста. Выручка компании достигла рекордных величин, как в рублевом (11,67 трлн рублей), так и в валютном (186,2 млрд долларов по среднему курсу ЦБ) измерении.
Рублевая выручка 2022 года на 14% превысила показатель 2021-го, который, в свою очередь, и сам в свое время был рекордным. Объем капитальных вложений «Газпрома» в 2022 году (2,8 трлн рублей) оказался на 47% выше показателя предыдущего года — тоже ранее рекордного.
Правда, прибыль — внушительные 1,31 трлн рублей — составила лишь 60% от уровня 2021 года. Сказались драматичные итоги второго полугодия, закрытого с убытком около триллиона рублей.
Однако это только вершина айсберга. Ее сияние обеспечил невероятный взлет цен на газ в Европе: среднемесячные цены на европейском хабе TTF в прошлом году не опускались ниже 950 долларов за 1000 кубометров с пиком в августе без малого 2500 долларов.
Ценовая аномалия, связанная с коренной перестройкой европейского газового рынка, микшировала фундаментальную проблему, вставшую перед «Газпромом» в связи с потерей главного экспортного рынка компании. Например, в 2021 году из 515 млрд кубометров добытого «Газпромом» газа 163,4 млрд (32%) было отправлено трубопроводами на экспорт в Европу. В доковидный период (2018 — 2019 гг.) «Газпром» поставлял в Европу 15–16 млрд кубометров в месяц, что формировало до 40% всей выручки компании.
А потом все радикально изменилось. В 2022 году совокупный объем поставок сжиженного природного газа (СПГ) в Европу впервые в истории превысил объем поставок трубопроводного газа (163,6 против 153,2 млрд кубометров). Причем это было достигнуто не только за счет перераспределения долей европейского газового рынка, но и за счет его «зачистки» от российского трубопроводного импорта. В отдельных случаях трубу от европейского рынка отсекли с гарантией, физически уничтожив (как, например, в случае с «Северным потоком»).
Доля «Газпрома» в обеспечении газового потребления Европы (без Турции) за один прошлый год рухнула с 27 до 15%. Этим воспользовались США, нарастив поставки СПГ в Старый Свет в два с половиной раза и доведя свою долю на рынке СПГ Европы до 43,8% (доля РФ — 12,7%).
Потеря европейского рынка не могла не отразиться на производственных показателях: объем добычи газа «Газпромом» в 2022 году составил 412,9 млрд кубометров, на 20% ниже уровня предыдущего года. Да что там — почти на 10% хуже показателя кризисного коронавирусного 2020-го.
Сокращение добычи в метрике «год к году» продолжилось и в 2023 году, по июль включительно. В августе и сентябре
«Газпром» показал рост добычи: прошлогодняя база сравнения достигла минимума и, вероятно, начал фиксироваться рост добычи на Ковыктинском месторождении в Иркутской области. «”Газпром”, естественно, вынужден снижать добычу, поскольку основной его экспортный рынок, трубопроводный, в значительной степени утрачен — процентов на 85. Возможно и дальнейшее сокращение добычи, если оставшиеся 15 процентов от уровня поставок в Европу 2021 года тоже будут сокращаться. Хотя возможна и стабилизация: несколько стран сейчас покупают российский газ, им проще продолжать это делать, чем отказываться. По крайней мере, в ближайшие год-два. Ну а если и через два года не будет восстановления отношений, значит, и оставшиеся 15 процентов можно будет списывать», — рассуждает Станислав Митрахович, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ.
Другая труба
«Газпрому» в этих обстоятельствах предстоит искать альтернативные каналы поставок.
В 2019 году компания запустила магистральный газопровод «Сила Сибири», связывающий газовые месторождения Иркутской области и Якутии с Китаем. Проектная мощность трубы составляет 38 млрд кубометров в год, в 2022 году фактическая прокачка по нему составила 15,4 млрд кубометров, в нынешнем, как ожидается, достигнет 22 млрд.
Как можно заметить, эта труба сама по себе не замещает выпадающие с европейского направления объемы. Кроме того, «Сила Сибири» в своем нынешнем виде — это фактически изолированная система, не связанная с газотранспортной системой (ГТС) и месторождениями «Газпрома» в Западной Сибири и европейской части России.
Несколько лет обсуждается проект строительства магистрального газопровода «Сила Сибири-2» от месторождений «Газпрома» на Ямале на юго-восток в Китай через Красноярский край и Монголию. Проект намечено завершить в 2030-м, его мощность составит 50 млрд кубометров в год.
«Важно построить газопровод в Китай, “Силу Сибири-2”, но он подвис. Китайцы, по-видимому, считают, что у них выгодная позиция, они из разных источников газ берут, так что торопиться не надо, — говорит Станислав Митрахович. — Но не стоит забывать, что эта труба обнуляет в принципе все морские риски поставок СПГ в Поднебесную. Поэтому я полагаю, что контракт по “Силе Сибири-2” будет подписан, хоть и с большим опозданием».