Как продюсер «Индианы Джонса» создал интернет-империю стоимостью в $20 млрд
Барри Диллер, которого коллеги по бизнесу сравнивают с акулой, сделал карьеру в Голливуде, создавал телесеть Fox вместе с Рупертом Мердоком, а потом решил уйти в онлайн. Теперь среди его активов различные медиабизнесы, от Vimeo до Tinder.
Медиамагнат, понявший диджитал
«Началось!» ― недовольно бросает Барри Диллер хриплым голосом, как только разговор заходит о сделанных папарацци фотографиях с его недавнего отдыха на роскошной яхте стоимостью $40 млн. Расположившись на изогнутом диване в своем просторном кабинете, Диллер непринужденно переходит от обсуждения искусственного острова в форме бокала шампанского, который он строит на реке Гудзон в Нью-Йорке, до колкостей в адрес Дональда Трампа, размышлений о Великой французской революции и описания деятельности своего интернет-медиахолдинга InterActiveCorp, который сейчас активно развивается и оценивается в $20 млрд. На тех самых фотографиях можно отследить шестинедельный отпуск, который предприниматель провел в Европе вместе с женой, модельером Дианой фон Фюрстенберг, и целой плеядой друзей-знаменитостей ― от певицы Кэти Перри, актеров Орландо Блума и Брэдли Купера до телеведущей Опры Уинфри и основателя Amazon Джеффа Безоса и его девушки Лорен Санчес.
Cначала было путешествие из Стокгольма в Шотландию, потом во Францию, а затем в Италию, Грецию и Хорватию. Папарацци взяли след Диллера на острове Панарея в Италии, а немного позднее ― в Венеции, где отдыхали Безос и Санчес. Предпринимателю «неловко» от шумихи вокруг него, поэтому он меняет тему разговора. «Как говорит моя жена, если подо мной есть мотор, я счастлив. Главное, чтобы он был на воде. Если у вас есть дом, на котором можно путешествовать, это огромная роскошь», — говорит Диллер.
За последние 55 лет Диллер, можно сказать, прошел в карьере путь от матроса до адмирала. Он стал свидетелем радикальных перемен в мире мультимедиа и технологий, иногда предвосхищая основные тенденции, а иногда — действуя вопреки им.
Когда-то Диллер был одним из самых востребованных людей в Голливуде. С 1974 по 1984 годы он возглавлял киностудию Paramount Pictures корпорации Gulf & Western, а после ухода основал совместно с Рупертом Мердоком компанию Fox Broadcasting, ставшую впоследствии четвертой по величине телевизионной сетью в Соединенных Штатах. Его самыми успешными проектами стали фильмы «Лихорадка субботнего вечера», «Бриолин», «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» от Paramount и мультсериал «Симпсоны» на FOX. Однако в 1990-х Диллер резко сменил курс. Благодаря каналу QVC с передачами формата «магазин на диване», на котором продавались циркониевые безделушки — Диллер понял, что будущее за слиянием сферы развлечений, торговли и интернета. Вторым карьерным успехом бизнесмена (а может и третьим, четвертым ― да кто вообще считает?) стал интернет-холдинг InterActiveCorp. За последнее десятилетие курса акций онлайн-гиганта вырос вдесятеро, а капитализация составила $20 млрд. Благодаря этому сам Диллер может похвастаться сегодня состоянием в $4,2 млрд и 168-м местом в рейтинге 400 богатейших американцев по версии Forbes.
«У Барри сложилась весьма необычная для американца карьера. Когда он решил приобрести QVC, я был удивлен до глубины души. Мне казалось, что этот телеканал просто не дотягивал до его уровня амбиций и стремлений», — говорит его близкий друг и бывший коллега Дэвид Геффен, киномагнат, занимающий 60-е место в рейтинге с $7,9 млрд.
В 1993 году в интервью журналу The New Yorker Диллер поделился своим видением нелинейного потребления телеконтента, по сути предсказав появление Netflix. Тем не менее, когда пришла пора реализовывать задумку стримингового сервиса, он признает, что «идеи, которые были у нас, были плохими». Несмотря на то, что Диллер создал платформу для ответов на вопросы Ask Jeeves (сегодня ― Ask.com) и видеосервис Vimeo, его опередили Google с поисковиком и YouTube. Предприниматель не стал вкладываться в китайских интернет-гигантов вроде Baidu на заре их существования и даже в Amazon после краха доткомов. Когда Диллеру предложили Priceline, веб-сайт для поиска скидок при покупке билетов на самолеты и бронировании отелей, он был стеснен в средствах из-за проблем с Expedia, собственным агрегатором авиабилетов и предложений от гостиниц, поэтому сделка не состоялась.
Тем не менее, промахи Диллер с лихвой компенсировал удачными попаданиями. Он построил десяток компаний, совокупная капитализация которых сейчас достигает $70 млрд. Среди них - сервис Ticketmaster для покупки и продажи билетов, туристический гигант Expedia и Match Group, материнская компания Tinder.
«Семьдесят миллиардов долларов из ничего ― это, конечно, много, но это не $700 млрд, ― признается бизнесмен. ― Хотя по-моему, грызть себя за невозможность достичь таких высот глупо и нелепо. Я не основал ни единой компании. Мы лишь поймали удачу за хвост, а потом хорошо всем управляли. Конечно, хотелось бы быть основателем какой-нибудь фирмы, но еще я не прочь так же хорошо танцевать как Фред Астер или петь как Адель».