Режиссер монтажа Юрий Карих: «Я делаю что-то свое, а потом вступаю в диалог»

EsquireРепортаж

«Мне постоянно хочется. Кинуть комп в стену, разбить клавиатуру. Но я понимаю, что это надо доделать и все. И вперед»

  • ФИО: Юрий Карих
  • Профессия: Режиссер монтажа
  • Работы: «Майор Гром: Чумной Доктор» (2021), «Лето» (2018), «Ученик» (2016)

Вокруг монтажеров в кино намного меньше шума, чем вокруг актеров или режиссеров, и даже отдельная номинация «Оскара» не слишком повлияла на ситуацию. Меж тем монтаж — это и есть то, что мы видим на экранах, а режиссер монтажа не меньше, чем главный режиссер ленты, влияет на финальный результат и формирует нарратив. 32-летний Юрий Карих попал в профессию едва ли не случайно. Но, очевидно, удачно: первым же его полным метром стал «Ученик» Кирилла Серебренникова, затем Юрий смонтировал прогремевшее в Каннах «Лето» того же режиссера о ранних годах карьеры Виктора Цоя, а совсем недавно на экраны вышел наполовину смонтированный им фильм «Майор Гром», который единогласно окрестили первым русским блокбастером. В интервью Esquire (и по совместительству в своем первом интервью в принципе) Карих рассказал, чем все-таки занимается режиссер монтажа, изменили ли его жизнь кинопремии и мечтает ли он однажды сесть в главное режиссерское кресло.

Ты согласен с тем, что монтажер — это техническая профессия?

Нет. Мне все-таки кажется, что это ремесло. В нем много того, чему можно научиться технически, но также много и творчества.

Если бы ты объяснял человеку, который вообще ничего не знает про создание кино, кто такой режиссер монтажа, как бы ты это сформулировал?

По сути, монтаж — это склеивание всего со всем. Режиссер монтажа ищет интересные решения, играет с психикой и восприятием человека. Что ты решишь показать, то зритель и увидит. При этом монтаж должен быть незаметен. Если зрители говорят: «Как круто он склеил сцену!», то это не классно. Все должно быть естественно. А еще монтаж — это определяющая часть кино как искусства. Все другие кинопрофессии — более смешанные: художник-постановщик тем же самым занимался в театре до того, как появилось кино, художник по костюмам тоже, сценаристы пьесы и книжки писали, но до появления кино никто ничего не монтировал.

Как вышло, что ты начал заниматься именно этой частью кинопроизводства?

Я родился в Москве в 1988 году, после школы поступил в РУДН на инженерный факультет, год отучился, а потом понял, что с меня хватит физики с математикой, и решил уйти оттуда. Перешел в МФЮА — это такой институт, из которого не выгоняют, если ты платишь. Но из-за того, что я перешел на платное, мне пришлось начать активно работать. Сначала в типографии, потом — в Московской государственной филармонии. Уже после нее я начал заниматься видео, делал ролики для телеканалов. Этот институт я в итоге тоже бросил. С учебой у меня не очень вышло. Зато я познакомился с давним другом отца, которого папа в свое время привел в компьютерную графику (отец работал в этой сфере, но он давно умер, поэтому пути у всех разошлись). Мы с ним начали делать корпоративные фильмы. Потом я попал в рекламный продакшен — монтировал кастинги. Я туда прихожу, а меня спрашивают: «Ты умеешь работать в Final Cut?». Я: «Да, конечно, никаких проблем». А я даже «мака» (компьютера Apple, для которого написана эта программа для монтажа. — Esquire) не видел в своей жизни ни разу. На первом проекте я глобально так обосрался, но режиссер был очень культурный и не подал виду — просто начал объяснять, как монтировать.

Ты сказал, что у тебя папа был «примерно из этой сферы» — из компьютерной графики или из кинопроизводства? Чем вообще родители твои занимались?

Родители большую часть своей жизни веселились. В один момент папа начал заниматься компьютерной графикой. Его взял на работу, так скажем, мой названый дядя. Собственно он же потом взял меня в филармонию, и с ним мы делали ролики для канала «Культура».

Я правильно понимаю, что у тебя довольно веселая творческая семья и выбор инженерной специальности был твоим решением, на тебя не надавили?

Ну, это тяжело назвать весельем. А когда умер отец, я «вошел в штопор». Инженерный факультет я выбрал, потому что про кино вообще никто не думал. Я хотел быть архитектором, а мне говорили, что я карандаш в руках держать не умею, какой из меня архитектор. Сказали, что нужно попробовать пойти в строительный — я попробовал, поступил. Не очень.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вопрос психологу: кто такие нарциссы и как с ними быть? Вопрос психологу: кто такие нарциссы и как с ними быть?

Кто же такие нарциссы, как строить с ними отношения и как от них убежать?

Esquire
Исправьте это немедленно: почему пользователи ненавидят чат-ботов Исправьте это немедленно: почему пользователи ненавидят чат-ботов

Какие проблемы и ошибки на самом деле закрывают виртуальные помощники

Forbes
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
С VHS-кассет на Netflix: зачем стриминговые сервисы закупают аниме и создают собственные тайтлы С VHS-кассет на Netflix: зачем стриминговые сервисы закупают аниме и создают собственные тайтлы

Сегодня главным оружием Netflix и конкурентов стало японское аниме

Forbes
Чем известен убитый союзник Дональда Трампа Чарли Кирк Чем известен убитый союзник Дональда Трампа Чарли Кирк

Мученик-трампист Чарли Кирк был консерватором, популярным среди молодежи

Ведомости
Поцелуй смерти. История одной фотографии Поцелуй смерти. История одной фотографии

Он был аристократ и гонщик, она — актриса и мать Ромины Пауэр

Maxim
Как животные входили в историю кино Как животные входили в историю кино

Живые или мертвые: животные в истории кино

Weekend
Стеллеровы коровы начали вымирать еще до встречи с человеком Стеллеровы коровы начали вымирать еще до встречи с человеком

Стеллеровы коровы начали вымирать из-за колебаний уровня моря, еще до человека

N+1
Техническое обслуживание Suzuki. Стоит ли бояться дилера? Техническое обслуживание Suzuki. Стоит ли бояться дилера?

Обсуждаем официальный дилерский сервис и адекватность его прайс-листов

4x4 Club
Как протеин, только лучше Как протеин, только лучше

Три фермера, которые предлагают качественные продукты

Men’s Health
Как забыть кота Как забыть кота

Шесть рабочих советов, как пережить потерю питомца

Maxim
Эстонцы представили первого в Европе робота-доставщика для дорог общего пользования Эстонцы представили первого в Европе робота-доставщика для дорог общего пользования

Робот-доставщик из Эстонии, который развозит небольшие посылки и еду

N+1
Машины Юрия Гагарина: что с ними стало и где они теперь? Машины Юрия Гагарина: что с ними стало и где они теперь?

Ищем следы автомобилей главного космонавта в истории

РБК
Хроники угнанного бомбардировщика Хроники угнанного бомбардировщика

Михаил Девятаев угнал немецкий бомбардировщик и вывез на нем узников концлагеря

Maxim
Прекрасные перспективы Прекрасные перспективы

Проект в стиле французской классики с контрастными современными элементами

SALON-Interior
Елизавета I: королева поэтов и пиратов Елизавета I: королева поэтов и пиратов

Елизавета Английская боялась быть казнённой своим отцом или единокровной сестрой

Дилетант
У мшанок обнаружили уникальный тип строения плаценты У мшанок обнаружили уникальный тип строения плаценты

Ученые описали у мшанок плаценту, состоящую из ценоцитов

N+1
2010-е: архивация 2010-е: архивация

Знаковые вещи, определившие облик эпохи 2010–2020 годов, уходят со сцены

Maxim
Александр Иванов. Явление любви Александр Иванов. Явление любви

История жизни русского художника Александра Иванова

Караван историй
Современная красота: 10 шагов к тому, чтобы стать такой же, как все Современная красота: 10 шагов к тому, чтобы стать такой же, как все

Хочешь стать такой же, как все?

Cosmopolitan
«Биполярочка» и «депра»: как появилась мода на психические расстройства «Биполярочка» и «депра»: как появилась мода на психические расстройства

Истоки «болезненной» моды на психические расстройства и ее влиянии на общество

Psychologies
JONY: «Мы превратили создание песен в гонку» JONY: «Мы превратили создание песен в гонку»

JONY — о дуэте с Киркоровым и о том, кто в России является главным артистом

ЖАРА Magazine
6 отличных сериалов, герои которых заберутся вам в голову (и не вылезут) 6 отличных сериалов, герои которых заберутся вам в голову (и не вылезут)

Популярные сериалы, закрученные вокруг психологии и поведенческого анализа

Cosmopolitan
Бактерии переработали ионы меди в стабильные атомы Бактерии переработали ионы меди в стабильные атомы

Эти бактерии могут помочь в будущем как производить атомарную медь

N+1
Даже умеренные телесные наказания в детстве привели к проблемам в подростковом возрасте Даже умеренные телесные наказания в детстве привели к проблемам в подростковом возрасте

Физические наказания приводят к девиантному поведению в подростковом возрасте

N+1
Сербию бронзового века назвали центром развития медной металлургии Сербию бронзового века назвали центром развития медной металлургии

Находки австрийских археологов удревнили процесс выплавки меди на 500 лет

N+1
«Денег не дам»: как влияет экономическое насилие на женщин «Денег не дам»: как влияет экономическое насилие на женщин

Домашнее насилие обычно ассоциируется с побоями. Но есть и другие его проявления

Cosmopolitan
Тайные едаголики: о чем говорят наши пристрастия в еде Тайные едаголики: о чем говорят наши пристрастия в еде

Откуда у нас пристрастие к определенным продуктам

Psychologies
Осторожно: линзы! Осторожно: линзы!

Основные ошибки в обращении с контактными линзами

Домашний Очаг
От наивной девочки до знойной дивы в мини: как преображалась Ани Лорак От наивной девочки до знойной дивы в мини: как преображалась Ани Лорак

Ани Лорак начала покорять шоу-бизнес еще в детстве

Cosmopolitan
Открыть в приложении