Около 15% российских мэров становятся объектами уголовного преследования

РБКОбщество

Мэры уходят с последствиями

Эксперты Комитета гражданских инициатив проанализировали ротацию градоначальников.

Евгения Кузнецова

755615760935888.jpeg
Комитет гражданских инициатив (Фото: KomitetGI / Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена))

Около 15% российских мэров становятся объектами уголовного преследования, подсчитали в КГИ. Эксперты комитета также обратили внимание на недостаточное количество женщин среди мэров и отмирание института прямых выборов.

Комитет гражданских инициатив (КГИ), основанный Алексеем Кудриным, нынешним главой Счетной палаты, проанализировал судьбы глав российских муниципальных образований с 2008 по 2019 год. Авторы доклада «Особенности ротации корпуса мэров в современной России» (есть у РБК) зафиксировали три основные тенденции: градоначальники часто подвергаются уголовным преследованиям, уровень их образования из-за почти полной отмены прямых выборов снизился, а женщины на эти позиции допускаются крайне редко.

Мэров повышают и преследуют

Исследователи изучили ротацию мэров в 109 крупнейших городах России (80 административных центрах и 29 городских округах). За десять лет там на постах мэров побывали 359 человек. Из них 263 покинули свои посты к моменту исследования.

Чаще всего бывшие мэры «переходят на региональный уровень» — становятся заместителями губернатора или министрами субъектов Федерации; так произошло с 21% экс-мэров. 12 стали главами регионов. Еще 8% сделали карьеру на федеральном уровне: шестеро стали сенаторами, 14 — депутатами Госдумы. Другой вариант федеральной карьеры — переход в полпредства, министерства, подразделения Росстата, Пенсионный фонд, ФНС — его осуществили 5% экс-мэров. Еще 12% ушли в бизнес, 5% — в местные заксобрания, 3% — на пенсию.

755615768377907.jpeg

Второй по распространенности вариант развития судьбы экс-мэров (не считая тех, кто «пропал с радаров») — уголовное преследование. Ему подверглись 15% бывших градоначальников — 39 человек. Больше всего преследуемых экс-мэров в Алтайском крае (их трое, в Барнауле и Бийске), по двое — в Дагестане, Саратовской и Ростовской областях, Калмыкии и Подмосковье (задержаны мэры Королева и Химок). Последствия возбуждения уголовных дел различаются. В 13% дело было прекращено, в 26% следствие продолжается, в 62% дошло до суда, причем половина осужденных получили условный уголовный срок, половина — реальный.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении