Доктор, меня все игнорируют!
Как научиться отстаивать свои идеи на работе и в жизни так, чтобы к вашему мнению прислушивались? Перед вами восемь правил успешной коммуникации.
Почему проекты одних людей мгновенно принимаются коллегами, начальством и партнерами, а другие люди, даже если предлагают что-то подобное, остаются в стороне и в итоге чувствуют себя ненужными и потерянными? Львиная доля проблем на работе и в отношениях возникает по одной простой причине — нас никто не учил общаться с другими людьми. Мы не слушаем и не слышим друг друга, не умеем формулировать и доносить до других свои желания, не знаем, как правильно презентовать свои идеи и убеждать в своей правоте. Научиться этому важнейшему навыку нам поможет ведущий авторских тренингов по коммуникации, академик российской академии рекламы Леонид Фейгин.
1Не заставляйте — соблазняйте
Начнем по порядку. “Как заставить людей слушать и уважать себя?” Вас ничто не смущает в этом вопросе? Представим ситуацию: вас поймали, пристегнули к креслу и с помощью неких технологий (гипноза, обаяния, красноречия) “накачивают” информацией. На что это будет похоже? На насилие через уши. Ни одна из сторон не получит удовольствия. Реакция на такое “коммуникационное вторжение” будет заведомо негативной — слушатель на подсознательном уровне станет защищаться от той информации, которую он получает недобровольно. И, разумеется, в будущем постарается избегать разговоров и встреч с “экзекутором”.
Успешный бизнес строится на том, что люди получают удовольствие от переговоров и совместной деятельности, искренне заинтересованы в этом. А если кто-то хочет именно заставить вас слушать, вас это, вероятно, расстроит. Нельзя вызвать интерес через силу. Нельзя заставить увлечься, нельзя принудить любить тему, которую вы предлагаете. Но можно — соблазнять, манить и убеждать. Если коммуникация с вами окажется прият ной, собеседники будут расположены к вам и с радостью повторят этот опыт. Итак, первая аксиома грамотной коммуникации такова: обе стороны должны получать от общения удовольствие.
2Учитывайте эффект гало
К некоторым людям хочется прислушиваться внимательнее, чем к другим. Почему? Исторически в процессе эволюции выживали сильнейшие. Наиболее высоки й, мускулистый и упитанный представитель вида обычно был лидером, вожаком стаи. С его мнением считались: во-первых, он лучше прочих умел добывать еду, во-вторых, мог легко подавить мятеж несогласных, в-третьих, был хорошим защитником для тех, кто его поддерживал. Отголоски этих первобытных мотивов мы можем наблюдать в действии эффекта гало — когнитивного искажения, суть которого в том, что восприятие объект а сильно зависит от первого впечатления, которое он производит. Люди охотнее слушают привлекательного, ухоженного и сильного оратора. Более того, они склонны верить в его слова и наделять их дополнительными смыслами (которые, возможно, и не вкладывались изначально). Мозг намеренно заводит нас в ловушку? Возможно. Тем не менее часто именно эффект гало ощутимо влияет на запрос быть услышанным руководством и коллегами.
3Решите, что на самом деле интересно
Хорошая новость в том, что люди, которым не свойственно производить гало-эффект, могут сделать свои слова весомее и значимее. Для этого нужно поработать над смыслом и подачей.