Как сотрудников британской почты обвинили в хищении средств из-за ошибки в системе
1 января в Великобритании вышел основанный на реальных событиях сериал «Мистер Бейтс против почты» (Mr Bates vs The Post Office). В основе сюжета скандал и последовавшее за ним судебное разбирательство по делу о многолетнем и массовом обвинении сотрудников почтовой службы в хищении средств. Кинокритик Елена Зархина рассказывает, как выход сериала не только вызвал в обществе новую волну обсуждений, но и неожиданную реакцию со стороны британского правительства.
Что произошло
В конце 90-х государственная почтовая службы Великобритании Post Office внедрила в работу новую компьютерную систему Horizon японской компании Fujitsu. По существующим правилам, почтовыми отделениями в стране по лицензии управляют частные предприниматели (их называют почтмейстерами), и система Horizon использовалась ими для бухгалтерского учета и инвентаризации. Но постепенно некоторые предприниматели начали сталкиваться с недостачей.
Сверяясь с личными записями, они приходили к выводу, что показанные в системе цифры о нехватке средств неверны, но доказать это не могли. Когда же предприниматели звонили на горячую линию Horizon, служба поддержки первым делом настаивала, что этот случай единичен и никто другой на проблему с системой не жаловался. Из-за этого многие пострадавшие винили себя, предполагая, что если никто другой не жалуется, то случившееся исключительно их личная проблема.
Когда же звонившие следовали инструкции консультанта и пытались перезапустить расчет, сумма задолженности удваивалась, утраивалась и продолжала расти. Ложные задолженности достигали космических цифр: некоторые начинали с сумм порядка 10 000 фунтов (около $13 000), но оказывались в суде по обвинению в недостаче в размере 300 000 фунтов стерлингов (около $382 000).
Не имея возможность доказать свою правоту и не подозревая, что число ложно обвиненных в хищении средств достигло нескольких тысяч человек по всей стране, люди поступали по-разному. Кто-то, как показывают в сериале, сперва пытался погасить долг из собственных средств, тратя отложенные на старость сбережения или перезакладывая дома. Кто-то игнорировал системную ошибку, а спустя время получал повестку в суд. Кто-то наивно полагался на силу британского правосудия, но выходил из зала суда с обвинением в краже государственных средств и штрафом, исчисляемым сотнями тысяч фунтов стерлингов, что делало их не просто банкротами, но и изгоями — окружающие тоже не предполагали, что система может так ошибаться, и считали ответчиков мошенниками.
В период с 1999 по 2019 год пострадавшими в деле Post Office оказались более 3000 человек. За время 20-летнего разбирательства многие из них лишились бизнеса, репутации, жилья и семей. Некоторые отправились в тюрьму, в их числе была даже беременная женщина. Было зафиксировано четыре случая суицида. На протяжении всего этого времени и Post Office, и представители разработавшей Horizon японской компании Fujitsu отрицали вину (спустя две недели после выхода сериала и под общественным давлением все же публично извинились).