Людмила Петрановская: «Оценки и диплом престижного вуза уже не актуальны»
Родители годами убеждали детей, что золотая медаль и красный диплом — залог удачного трудоустройства. Но времена изменились, и успешная карьера больше не зависит от заветной «корочки». О том, каким должно стать образование в будущем, семейный психолог Людмила Петрановская рассказала на нашей конференции Psychologies Day
Мы уходим от модели, по которой учились матери, отцы, бабушки и дедушки, когда образование получалось раз и навсегда. И раньше были специальности, где нужно было постоянно повышать квалификацию — тот же врач или психолог. Но сейчас это стало нормой почти для всех. Исчезают целые профессии, и если не переучишься, то можешь остаться не у дел.
Люди будут получать по 4-5 профессий за жизнь, и это приведет к определенным последствиям. Например, утратят значение оценки, которые ты получал 30 лет назад, диплом престижного вуза. Признаком успешности станет способность пойти и прямо сейчас научиться чему-то новому, адаптироваться к новой реальности и получить новую работу.
Если мы хотим оценить сегодняшнего ученика или студента, то должны обращать внимание не на четверки и пятерки, а, например, на то, насколько он самостоятелен. Какова его эффективность — сколько сил, умственных и физических, он тратит на выполнение той или иной задачи. Если ему тяжело дается учеба, он просто зубрит, то эффективность невысокая. Он не сможет так всю жизнь. Напротив, если он может уловить основную суть и самостоятельно разобраться, то это очень хорошо в перспективе.
Мы должны ориентировать ребенка не на конкретный результат, а на умение учиться. Нам важно, чтобы он хотел и мог учиться, чтобы учеба не вызывала отвращения. В этом контексте наши школы — это, конечно, разочарование. Родители и учителя ценой нажима, эмоционального насилия добиваются приличных оценок. Но параллельно ребенок усваивает, что учеба — это самое ужасное, что могло произойти в жизни. Формируется отвращение к самому процессу. Ребенок начинает думать, что он плохой ученик, у которого, если сто раз не перепроверить, ничего не получится. И в перспективе он выпадает из нового мира с его непрерывным процессом обучения.
Что толку сейчас биться, чтобы ребенок сдал тот или иной экзамен на хорошую оценку, если через 10-15 лет это будет абсолютно не важно? Мы просто не вспомним об этой четверке или пятерке. Но будет иметь огромное значение отношение к процессу обучения. Может ли человек организовывать этот процесс, что думает о себе, способен ли научиться чему-то новому? Это требует, конечно, пересмотра всей концепции образования.
Будет меняться формат обучения. Кто может позволить себе столько раз садиться за парту, ходить в университет каждый день и слушать лекции с низкой плотностью информации? Скорее всего, количество лекций уменьшится. Частично их заменят вебинары и записи преподавателей, которые умеют увлечь предметом, а не бубнят много лет одно и то же. Основной процесс обучения будет происходить в общении, например, во время стажировок. Теоретическая часть будет сжиматься, уступая место практической части и самостоятельной работе в контакте с преподавателем.