Любовь Аксенова – о новом сериале, российском кинематографе и «Наруто»
А также о проекте «12 Любличностей», доверии и критическом отношении к своей работе.
1 января 2022 года на одном из стриминговых сервисов стартует новый сериал «Почка» с Любовью Аксеновой в главной роли. Она сыграла Наталью Кустову – инспектора пожарной службы, у которой нет принципов, зато есть деньги. На плановом осмотре у врача девушка выясняет, что ей срочно нужна здоровая почка, и осталось всего три месяца, чтобы найти донора.
Следующая трудность, с которой сталкивается героиня, – в России донором органа может стать только кровный родственник. Но никто из них не спешит помочь Наташе, а рассчитывать на общую очередь не приходится – люди годами стоят в ней. Тут девушке и деньги помочь не в силах. Тогда Наташа берется самостоятельно решить проблему – причем самыми неожиданными способами.
Зрителю предстоит понять (или решить для себя), действительно ли эта история поменяла Наташу и почему она вообще выросла именно такой? Создателям драмеди «Почка» удалось найти баланс между легкой подачей и серьезностью затрагиваемых социальных и этических тем.
В преддверии премьеры мы пообщались с Любовью Аксеновой и узнали, почему Наташа на самом деле обаятельная сволочь, чего сейчас не хватает российскому кинематографу, почему актриса почти не смотрела сериалы в этом году и что общего у Любы Аксеновой и Наташи Кустовой.
GQ: Вы говорили, что Наташа – это определенный архетип, который вам давно хотелось сыграть. Какой же именно архетип и почему именно его?
Любовь Аксенова: Сложно объяснить, потому что архетип для меня – некая совокупность разных содержаний. Я знаю подобный тип людей, и он очень отличен от меня, от моего архетипа, моих содержаний. Именно возможность сыграть совершенно другого человека меня по-актерски возбудила.
Получается, среди ваших знакомых есть такие, как Наташа?
Есть. Просто нужно понимать, что Наташа все равно отличается от любого другого человека. Она же уникальна, как любой из нас. Архетип – это не значит, что люди одинакового содержания будут одинаково себя вести и разговаривать. Есть определенные вещи, которые будут их соединять. Например, другой человек этого же типа воспринимает мир так же, как Наташа. А дальше у каждого есть свое культурное содержание, которое зависит от того, где человек жил, как учился, что взял от жизни, какие выборы делал и так далее.
Что же такого есть в Наташе, чего нет в вас?
Наташа беспринципная по натуре. Ей важна собственная максимальная выгода, она расчетлива и на все смотрит с холодным носом. В этом нет ничего плохого, просто она так живет. Для нее нет понятия общности или осознания того, что люди рождены для какой-то единой задачи. У нее есть только своя задача, своя цель, и этим мы сильно отличаемся.
На самом деле, об этом сейчас сложно говорить, потому что я видела только первые две серии. Нет гарантии, что дальше Наташа не изменится.
Первые две серии, на мой взгляд, это заявка персонажа. Мы понимаем вообще, какая Наташа, про что она, чем она живет, что с ней произошло и какая у нее проблема. Дальше она начинает решать эту проблему. Отчасти комедия в этом сериале строится как раз на том, что героиня вроде должна уже поменяться, сделать какие-то выводы, но она остается собой. И в этом есть ее честность.
Это мне кажется особенно привлекательным и интересным. Когда смотришь со стороны на все происходящее, на эту честную Наташу, которая остается собой и идет за своей почкой, ты перестаешь думать, что она сволочь (смеется). Такое ощущение у меня было, когда я читала сценарий. Серия за серией я видела, как она бьется за жизнь, в каких обстоятельствах она росла и живет, что ее окружает и как ей не везет. У меня все больше и больше появлялось к ней сочувствие.
Получается, отвращение эта героиня у вас не вызывала, пока вы играли ее? Пока я смотрела первые две серии у меня возникало такое чувство по отношению к Наташе.
Отвращение не вызывала. Когда я прочитала сценарий, мне сразу стало интересно ее сыграть. А вот играть было сложно, потому что мы с ней очень разные. Это было постоянное превозмогание себя – особенно в этих двух первых сериях, вы правы.
Конечно, спасибо Авдотье (Авдотья Смирнова – шоураннер сериала «Почка», а также режиссер сериала «Вертинский» и к/к «Кококо» – Прим. GQ). Она увидела, что я могу сыграть такого персонажа, разглядела это во мне.
На кого ориентировались, играя Наташу?
Есть пара людей, довольно-таки известных. Они могут воспринять это негативно: «А что это, я такая Наташа?!». Но я же говорю, что эти люди схожи с Наташей по восприятию мира, не больше. Наташа не сильно развитый человек, довольно приземленный персонаж. А люди такого типа могут быть очень даже развитые и совершенно не вызывать ощущение «такой Наташи» и того самого отвращения, про которое вы говорите.
Вообще мне кажется, Наташа крутая. Она настоящая женщина, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Меня в ней привлекает как раз сила, самодостаточность и уверенность в том, что она добьется своей цели. Я хоть и говорю, что мне было в некоторых моментах сложно играть, но это не исключает моего восхищения ею. Сейчас, целостно воспринимая все 10 серий, которые мы сняли, я понимаю, что она очень крутая именно своей искренностью, честностью и внутренней силой. Например, Madonna и Lady Gaga. В Мадонне же тоже есть ярко проявленная та самая беспринципность, а у Гаги – сила. Для меня Born this way был чуть ли не главным сопровождением на каждой смене. Это прям точно про Наташу Кустову.