Тратим не по-детски
Как строить финансовые отношения со своими детьми? 5 насущных вопросов о детских карманных деньгах
Ребенок пошел в школу. Это событие меняет многое в жизни семьи – режим, обязанности, привычки. А также финансовые отношения. Именно к началу первого класса логично приурочить старт выдачи карманных денег. В этот момент ребенок выходит из семейного мира с его привычным экономическим укладом и сталкивается с тем, что деньги приходится тратить самому, например, в школьной столовой. Можно начать и позже, но главное, осознать: хочешь ты этого или нет, у твоего чада должны появиться карманные деньги. Это, прежде всего, вопрос воспитания. А вместе с карманными деньгами появляются и вопросы.
1Как подготовить ребенка
Расскажи ему о правилах расходования денег, принятых в семье. Например: «Мы не покупаем вредные продукты». Не факт, что ребенок не нарушит их, но это уже повод для другого разговора.
Для планирования бюджета и выдачи денег выдели конкретный день недели, например, понедельник. Если ребенку не хватает, и он начинает просить еще, напоминай ему, что в понедельник он все получит по расписанию.
Обсуди с ребенком предполагаемые статьи его расходов. Какие-то из них будут обязательными (например, обеды в школе и транспорт), какие-то – по желанию (например, игрушки и сладости). Важно дать ему понять, что желания могут быть безграничными, но деньги очень быстро кончаются. Поэтому сначала нужно тратить карманные запасы на обязательное, а на желания и удовольствия – лишь то, что остается.
2Сколько давать
Итак, общий размер карманных денег – обязательные расходы плюс сумма «на желания». С одной стороны, денег должно быть не слишком много, с другой — у ребенка должна быть свобода выбора. Чтобы все было по-настоящему, ограничь суммы, которые ты сама тратишь на его желания. Скажем, в магазине он просит у тебя шоколад. Вместо того чтобы платить за шоколад из своего кошелька, ты говоришь, что у него есть свои деньги и он может распорядиться ими по своему усмотрению. Следующий уровень обращения с карманными деньгами – научить ребенка распределять их на несколько «конвертов». Один – на обязательные нужды и желания. Второй – копилка на будущую крупную покупку. И третий – то, что можно пожертвовать на добрые дела.
3Как часто
Первые карманные деньги ребенку лучше выдавать каждый день. Важно, чтобы он почувствовал сам процесс. Затем переходи на еженедельную выдачу и планирование. Ребенку более старшего возраста, особенно если он уже имеет опыт планирования и контролирования расходов, можно выдавать карманные раз в месяц. Важна регулярность, чтобы вырабатывать привычку постоянного управления деньгами: получать, планировать, тратить, откладывать.
4Где хранить
Начинать нужно с наличных. Конечно, сегодня это не самый современный способ платежа. Но для лучшего понимания процесса обмена денег на товары и услуги, ребенок должен ощутить их реальность, пощупать, знать, как они выглядят. И только после прохождения этапа наличности можно открывать банковскую карту. Нужен отдельный кошелек, который лучше выбирать вместе с ребенком. Важно объяснить ему правила хранения и использования наличных, рассказать о мошенниках и предупредить об опасностях.
5Чем помочь
С первого момента выдачи карманных денег объясни ребенку как вести бюджет: учитывать доходы и расходы. Для этого можно использовать блокнот, завести финансовый дневник или скачать приложение, например, Монеткины, разработанное для детей. Важно, чтобы ребенок понял свою ответственность: родители доверяют ему самостоятельно распоряжаться деньгами. И это уже не игра.
Что почитать на эту тему
Адам Хо, Кеон Чи «Дети и деньги». Книга рассказывает о правильном финансовом воспитании детей.
Анна Деньгина, Школа семейных финансов «Деньгин’s», Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)@fin_dnevnik
Фото: Syda Productions/Fotolia.com; Graffa
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl