Особенный ребенок
Аутизм, умственная отсталость, шизофрения и не только. Как на ранних стадиях распознать, что с ребенком что-то не так
Никто не хочет быть родителем ребенка с особенностями, не планирует этого, когда представляет себя отцом или матерью. Но в жизни бывает иначе...
Ребенок с особенностями может родиться в любой семье, даже в благополучной. Как заметить неладное и что с этим делать, рассказывает Наталья Керре, дефектолог, семейный консультант, автор книги «Особенные дети». Оптимальный возраст для первой диагностики, если что-то беспокоит, даже если нет конкретных жалоб, но кажется, что с ребенком что-то не то, — год. Далеко не всегда можно в этом возрасте поставить точный диагноз, но предположить наличие некоторых проблем и задержки развития — реально. Постарайся найти возможность включить ребенка в систему динамического наблюдения у нескольких специалистов (это когда специалисты осматривают ребенка через определенные промежутки времени, например раз в полгода, в течение длительного периода). Идеальный набор для всесторонней диагностики — невролог, психолог, логопед и дефектолог.
Не упусти момент. Более-менее точная диагностика возможна с 3 лет — в этом возрасте уже можно установить выраженные задержки интеллекта и речи, аутизм, различные генетические синдромы.
Когда бить тревогу?
В 2 года ребенок так и не начал говорить. Речь представлена отдельными звуками или слогами, которые не соотносятся с конкретными людьми или предметами: например, слоги ма-ма-ма, па-па-па не являются обращением к родителям, ребенок произносит их безотносительно к ситуации, словно играет звуками, а не когда хочет обратиться, позвать. Не нужно поддаваться на уговоры, что «подождите, заговорит сам». Дело в том, что чем позже ребенок начнет говорить, тем больше вероятность, что к речевой задержке присоединится интеллектуальная, связанная с тем, что ребенок не говорит, не задает вопросы, не может полноценно взаимодействовать с окружающими, а значит, недостаточно познает окружающий мир (так называемая «вторичная задержка развития»).
Речь начала развиваться, а затем произошел регресс. Ребенок замолчал (сразу либо речь «рассыпалась» постепенно), регрессировали навыки самообслуживания и коммуникации (перестал смотреть в глаза, отвечать на улыбку, игры стали более примитивными). По срокам это может совпасть с какими-либо прививками, может возникнуть после тяжелой болезни с высокой температурой, стресса, травмы или вовсе «на пустом месте», когда родители не могут вспомнить никакой конкретной причины. Вывод один: если ребенок замолкает и словно начинает «замирать» или «двигаться назад» в развитии и за месяц так и не восстанавливается до прежнего уровня — медлить с поиском специалиста нельзя.
Ближе к 3 годам ребенок играет в странные однообразные игры. Выстраивает кубики в ряды, кружится на месте, потряхивая ручками. Может проявлять повышенный интерес к буквам и цифрам при явном отставании во всех остальных сферах: речевой, интеллектуальной, самообслуживании и т. д. Практически нет элементов адекватной, обычной игры: накормить куклу кашей, уложить мишку спать, построить из кубиков дом (впрочем, навязчивое стремление раз за разом строить дом, обрушивать его и строить снова, в одной и той же последовательности, изо дня в день — это тоже не очень хороший признак).
До 3 лет в норме все дети без организующей помощи взрослого почти не играют вместе, просто допускают присутствие других детей рядом. Но если ребенок не начал проявлять интереса к совместной игре и после 3 лет, а кроме того, есть вот такие повторяющиеся и необычные игры, — это должно насторожить.
Ребенок не реагирует на обращенную к нему речь либо реагирует нестабильно. Ощущение, что «то слышит, то не слышит». На обращение по имени к 3 годам реагирует нестабильно либо не реагирует вовсе. Не может выполнить инструкцию на слух (например: «Принеси пульт, дай чашку»), если ты не поддерживаешь ее указательным жестом (показываешь пальцем на то, что нужно отнести или принести). Не слушает чтение книг, может с плачем отнимать, рвать книгу при попытке почитать ему.
Интересы ребенка «замерли» на одном уровне. Они не расширяются с возрастом, соответствуют более раннему уровню развития. При этом ребенок может быть либо слишком избирателен в контактах (не отпускает маму от себя, прячется от посторонних людей, приходящих в квартиру), либо, напротив, слишком неразборчив: идет ко всем на руки, улыбается, пытается поцеловать, легко уходит с незнакомым человеком.
К 4–5 годам у ребенка появляются необычные страхи, фантазии. Он может рассказывать о фантастических существах, якобы приходящих к нему по ночам в темноте. Речь у ребенка вычурная, производит впечатление «взрослой».
В начальной школе не справляется с учебной программой. С трудом овладевает навыками письма, счета, чтения, при этом не в состоянии удерживать внимание в течение 35–40 минут (стандартная продолжительность урока начальной школы).
Чем раньше, тем лучше
Часто родители переживают, что начали работать с ребенком слишком поздно — в 4 года, 5, 6 лет. Происходит это по разным причинам: кого-то «утешают» специалисты: мальчик заговорит позже, ждите. Кто-то живет в небольших городах, в которых мало специалистов. Так когда же нужно начинать коррекцию? Оптимально — 2–2,5 года. В этом возрасте обычно уже заметно, что есть какие-либо проблемы, а ребенок может выдержать занятие от 45 минут. Но, как показывает практика, ребенок может заговорить и в 5, 7 и даже 11 лет! Просто нужно четко понимать, что чем позже начата работа, тем более интенсивной, серьезной и регулярной она должна быть (но, к слову, занятия один раз в неделю — это мало даже для ребенка 2 лет с незначительной задержкой развития).
Важно! Большинству детей, у которых были диагностированы какие-либо особенности развития, нужны не только коррекционно-развивающие занятия, но и медикаментозная поддержка, а консультация медиков для точной диагностики является необходимым условием.
Никакого самолечения
Не нужно бояться визита к врачам — неврологу и психиатру, откладывать его на неопределенный срок. Итоговое решение о лечении, приеме медикаментов и постановке на учет остается за семьей, но порой препараты создают ту необходимую базу, на которой занятия с логопедами, дефектологами, психологами будут в разы продуктивнее.
Учти, что самостоятельное назначение препаратов ребенку недопустимо: препараты, которые применяются в детской неврологии и психиатрии, обладают множеством побочных эффектов, и подобрать дозировку так, чтобы минимизировать их, может только врач. Реакция организма на медикаменты всегда индивидуальна, и то, что подошло другому ребенку с таким же диагнозом, твоему может не только не помочь, но и серьезно навредить. А может, твоему ребенку совсем не требуется медикаментозное лечение, а нужны только занятия?..
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl