Софья Лебедева: «Это и есть самый сок и самая суть — быть собой»
«На съемках «Тетриса» были актеры и команда со всего мира и я не чувствовала особой разницы между всеми нами. Я поняла, что да, у нас разные бэкграунд, язык и культура, но по сути своей мы все очень-очень похожи».
Софья, вы снялись в трех зарубежных картинах — сериале BBC «МакМафия», «Викинги: Вальхалла» от Netflix и «Тетрис» от Apple TV+. Расскажите, как попасть в Голливуд?
— Сначала у меня появился зарубежный киноагент. Причем он сам вышел на меня, увидев в фильме «Параллельные прямые пересекаются в бесконечности» на международном фестивале. Мы созвонились и начали сотрудничать.
Обычно происходит так: присылают несколько сцен, краткое описание персонажа, какой акцент или произношение нужно будет изобразить, и дают три дня, чтобы записать самопробы. А потом видео отправляешь кастинг-директору. Для участия в кастинге голливудского проекта необязательно ехать в другую страну. Актеры со всего мира записывают самопробы в разных точках света.
Я очень давно участвую в кастингах международных проектов. К сожалению, не могу раскрывать в каких, потому что подписала документ о неразглашении. Но скажу, что проходила пробы в супербольшие блокбастеры, которые сейчас выходят на мировые экраны.
Первый мой западный проект, снятый по бестселлеру журналиста Миши Гленни, называется «МакМафия». Я записала самопробы и отправила агенту. Позже мне прислали еще несколько сцен, я их тоже записала и отправила. Потом у меня был видеозвонок с режиссером, после которого меня утвердили.
— Говоря о работе в «МакМафии», вы признались, что сначала очень волновались, что будете сниматься с Джеймсом Нортоном, думали, что он будет высокомерным...
— Это был мой первый международный проект. И, конечно, я очень волновалась перед встречей с Джеймсом Нортоном. Он — звезда мирового масштаба. Я видела его в мини-сериале «Война и мир», в котором он сыграл Андрея Болконского. А вдруг он капризный или неадекватный... Нортон оказался простым, открытым, веселым. Мы подружились, много общались, он очень поддерживал и помогал. А год назад Джеймс Нортон приезжал в Россию представлять свой фильм и написал нам, актерам из России, которые снимались в «МакМафии», что будет в Москве. И мы пришли на премьеру в кинотеатр «Художественный», потом были на вечеринке, общались все вместе. И это так здорово — встретить коллегу, поддержать, посмотреть его фильм, обсудить.
Мой блок съемок в «МакМафии» проходил в Хорватии. Я периодически прилетала в Россию, снималась в наших проектах и играла в спектаклях.
Сериалы «Викинги: Вальхалла» и «Тетрис» снимали в пандемию. И главным условием продюсеров обоих проектов было находиться в стране съемок, не вылетать, чтобы избежать заражения ковидом. Вся съемочная команда ежедневно делала тесты. И если бы кто-то заболел, съемки пришлось бы остановить, а это очень большие траты. В Шотландии, где снимали «Тетрис», я провела четыре месяца, в Ирландии, на съемках «Викингов», — полгода.
С одной стороны, жить продолжительное время в другой стране — это здорово. Ты полностью погружаешься в ее жизнь, культуру и быт. С другой стороны, в этот период в России меня приглашали в очень крупные проекты, от которых пришлось отказаться. В идеале было бы совмещать, переезжая из одной страны в другую. Но времена не выбирают. (Улыбается.)
— Вы появились во втором сезоне сериала «Викинги: Вальхалла», где исполнили одну из ключевых ролей. Как вам удалось попасть в каст?
— Это такой же абсолютно, как и везде, процесс: мне прислали материалы и я записала самопробы.
Для меня, наверное, одна из самых сложных и любимых ролей в моей карьере — это роль Елены в «Викинги: Вальхалла». Она очень сильная, безусловный лидер. Моя героиня сталкивается с самыми разными и сложными жизненными обстоятельствами: потеря близких, жертвенные поступки, встреча со стихийным бедствием, самопожертвование ради других. Когда она была ребенком, от рук захватчиков погибла вся ее семья. И перед нами предстает сильный персонаж с изначально огромной внутренней болью.
Моя героиня очень сильная физически: скачет на лошадях и стреляет из лука. Актерски это было очень интересно и при этом, конечно же, сложно. У меня были занятия верховой ездой, также я училась стрелять из лука. На этих съемках я приобрела много новых навыков. Съемки проходили в основном на природе, в очень красивых местах: на водопаде, в лесах, на озерах. Ирландия — это одно из самых красивых мест, в которых я вообще когда-либо была. Съемки начинались в четыре утра, а приезжали на площадку мы еще до рассвета. Нас гримировали, и в какой-то момент все выбегали из гримерных вагончиков и наблюдали рассвет. Это было волшебно.
— В сериале «Тетрис» вы снимались вместе с Никитой Ефремовым. Было легче от того, что рядом «свой человек»?
— Я не разделяю людей на «своих» и «не своих». Мы с Никитой давно друг друга знаем, оба окончили Школу-студию МХАТ. Когда я училась в девятом классе, ездила смотреть учебные спектакли Школы-студии и видела там студента Ефремова. А потом сама туда поступила. Мы уже снимались вместе, поэтому просто было хорошо и здорово, что рядом друг.
Но могу сказать, что лично для меня одна национальность не приравнивается к ощущению «свой человек». Я много раз говорила, что для меня не существует национальности. Близким по духу может быть человек из любой точки планеты. У меня много друзей со всего мира.
В «Тетрисе» снимался еще один русский актер — Игорь Грабузов. Мы с ним познакомились на съемках сериала «Казанова» и подружились. Я не знала, что он снимается в «Тетрисе». И вот я прилетела в Глазго, отсидела карантин и пошла гулять по городу. Поворачиваю голову направо и вижу Игоря. В Глазго! Мы оба не ожидали друг друга встретить. Я была очень рада. Интересно, что потом мы с Игорем Грабузовым встретились и на съемках сериала «1703», уже в Москве. Мы сделали совместную фотографию и отправили Джону Бейрду, режиссеру «Тетриса». И подписали: «Снимаемся вместе теперь в Москве, в «1703».
— Чем особенно запомнился съемочный процесс в «Тетрисе» и работа с Тэроном Эджертоном?
— Когда получила приглашение на пробы, у меня все внутри загорелось, потому что «Тетрис» — это игра, которую я обожала в детстве. В ней нет ничего разрушительного, а есть только момент улучшения и гармонизации. «Тетрис» — это медитативная игра.
Я была в восторге от нашего режиссера Джона Бейрда. Мы и сейчас иногда общаемся. Он очень добрый и заботливый. Мне показалось, что русские и шотландцы чем-то похожи: своей веселостью и прямотой.
Мне очень понравился репетиционный процесс перед съемками. Его можно сравнить с театром: режиссер сидел в центре большого квадрата, в который выстроились все актеры. Мы читали сценарий, обсуждали. Вообще, возможность репетировать перед съемками — это особое удовольствие.
А еще там были актеры и команда со всего мира, и я не чувствовала заметной разницы между всеми нами. Я поняла, что да, у нас разные бэкграунд, язык и культура, но по сути своей мы все очень-очень похожи. И глобально, с точки зрения вселенной, нет никаких стран и наций. Мы все — люди с одной планеты, все хотим общения, дружбы, любви и тепла. Теперь у меня есть друзья из Японии, Ирландии, Америки, Англии, Шотландии. Мы все продолжаем общаться и поддерживаем связь.
Еще мне запомнились папарацци. Они хотели подловить каждый момент съемок, а нас все время пытались скрыть от них. В какой-то момент люди узнали, что на улице снимается Тэрон Эджертон, начали скандировать и без перерывов очень громко кричать: «Тэрон, мы любим тебя», тем самым сильно мешая съемкам.
С Тэроном Эджертоном я познакомилась еще до того, как прилетела в Шотландию. Наша первая встреча произошла по видеосвязи на последнем этапе проб. Режиссер, продюсеры и кастинг-директора смотрели, насколько мы совпадаем друг с другом, смотримся вместе, взаимодействуем. Мы с Тэроном читали наши сцены, играли, разговаривали. Он тогда уже познакомил меня со своей собакой. (Улыбается.) А потом Тэрон брал своего лохматого друга на съемочную площадку. Собака бегала по грим-вагончику, иногда запрыгивала на коленки. Это было очень весело.
— Раньше в интервью вы говорили, что часто влюбляетесь в партнеров на площадке. Удалось устоять перед чарами Тэрона?
— Он безумно талантливый, харизматичный и очень красивый мужчина. Не могу сказать, что я прямо влюбилась, но то, что он мне нравился, отрицать не буду.
Тэрон Эджертон — фанат своего дела. Он полностью был погружен в персонажа. Я тоже очень серьезно отношусь к актерской профессии, и мне, конечно, это импонировало. У него в «Тетрисе» сложная эмоциональная роль, и было любопытно наблюдать, как он ее создает. От совместной работы я получила большое удовольствие.
— Процесс съемок в России чем-то отличается от съемок на Западе?
— Отличается очень сильно. И первое, что приходит в голову, — это масштаб. Причем масштаб во всем: бюджет, декорации, костюмы. Например, в «Викинги: Вальхалла» для съемок построили настоящий замок. И если не знать, что это съемочный павильон, то я бы подумала, что нахожусь в настоящем замке.
В голливудском проекте на съемочной площадке гораздо больше людей, чем у нас. И каждый отвечает за свой маленький сегмент. Поэтому весь процесс съемок работает как швейцарские часы, с минимальным количеством накладок. И менталитет там немножко другой. У нас люди все-таки более эмоциональные, иногда могут повысить голос. А на съемках за рубежом проявлять свои эмоции, повышать голос на другого недопустимо, этого просто не может быть.
Еще меня удивил процесс озвучки. В России на озвучании рядом с тобой чаще всего находится режиссер. А «Тетрис», например, я озвучивала, когда была в другой стране. Режиссер и звуковик были со мной на онлайн-связи. И мы из разных стран — я была в Ирландии, режиссер в Шотландии, а звуковик в Америке — делали одно дело. Технологии стали настолько развитыми, что можно озвучивать своего персонажа, будучи в другой стране.