"Легенда о Зеленом рыцаре" и еще 5 необычных фильмов по мотивам артуровского цикла
В прокат выходит фильм «Легенда о Зеленом рыцаре» Дэвида Лоури, совсем не похожий на голливудский рыцарский боевик. Esquire собрал еще пять самых странных и необычных экранизаций легенд артуровского цикла, сделанных не по голливудским шаблонам.
Легенда о Зеленом рыцаре / The Green Knight (2021)
Режиссер Дэвид Лоури
В начале этой истории Гавейн (Дэв Патель) – еще не рыцарь Круглого Стола, а юноша без особых занятий, проводящий жизнь в праздности под крылом матери, колдуньи Морганы (Сарита Чоудхури), которая приходится сестрой королю Артуру (Шон Харрис). Досуг Гавейна скрашивает пригожая девица Эссель (Алисия Викандер), но назвать ее своей леди он пока не готов. Однажды в канун Рождества в Камелот является сказочный Зеленый рыцарь (похожий на марвеловского Грута) и предлагает рыцарям Артура игру – кто сразится с ним и победит, должен будет спустя год явиться в Зеленую часовню и дать ему реванш. Гавейн легко срубает чудищу голову, но Зеленый рыцарь подбирает ее и удаляется. Год пролетает быстро, и Гавейну приходится отправиться в далекое путешествие – ведь он дал слово чести. По дороге юноше придется претерпеть множество магических приключений. Он переходит через поле мертвецов — в легендарной битве при Бадонском холме король Артур в одиночку убил 960 человек, как написано в «Истории бриттов», и Гавейн, по-видимому, наблюдает следы этой битвы. Он попадает в зачарованный лес, встречает святую Винифреду, кротких великанов и говорящую лисичку, которая ведет его в таинственный замок, где его ждут испытания (а в кадре появляется средневековый ирландский замок Кэйр, который служил местом съемок «Экскалибура»). В странствиях романтический герой обретает зрелость — перед нами своего рода роман взросления на средневеково-сказочный лад. Зрелище это визуально изысканное, медитативное и чарующее, но совершенно не похожее на голливудский рыцарский экшен, куртуазную мелодраму или колдовское фэнтези, хотя в нем и присутствуют отдельные черты всех этих жанров.
Ланселот Озерный / Lancelot d Lac (1974)
Режиссер Робер Брессон
Вернувшийся в Камелот из странствий за Граалем, Ланселот удручен тем, что священная чаша не далась ему в руки. Несмотря на всю свою доблесть, рыцарь грешен: он состоит в любовной связи с супругой своего сюзерена королевой Гвиневерой. Рыцарь встречается с ней и просит возлюбленную освободить его от клятв, но королева грустно отвечает, что их связь неразрывна, потому что так назначено судьбой. Теперь Камелот обречен: множество рыцарей погибло в поисках Грааля, и священное братство Круглого Стола близко к распаду. Поначалу король Артур не хочет верить наущениям злобного Мордреда о неверности королевы, но все же заключает ее под стражу, пока Ланселот залечивает полученную на турнире рану. Брессон снимал «Ланселота» в своей излюбленной минималистичной манере, задействуя непрофессиональных актеров. Вместо аффектированного наигрыша они произносят свои реплики бесстрастно, почти не двигаясь и не глядя друг на друга. Камера всю дорогу дает нижние ракурсы, будто специально отводя взгляд от главных событий и понуро уткнувшись глазами в землю – ни в одном фильме больше нет такого количества конских копыт и рыцарских ног в кадре. Эта странная, будто подмороженная манера съемки производит удивительный эффект: с экрана