Квасной патриот
Кирилл Стафичук мечтал возродить традиции русского кваса и стал собирать аппараты для изготовления напитка в своем гараже. Сейчас его квасоварни работают по всему миру, а выручка за 2018 год составила 13 млн руб.
«Поначалу я недоумевал: неужели русская кухня — это только салат оливье и пельмени? Но со временем понял, что наши кулинарные традиции одни из самых богатых в мире, а на исконных рецептах можно неплохо заработать», — говорит основатель компании «Бротех» Кирилл Стафичук. 37-летний сибиряк всерьез увлекся русской кухней: удивлял родных, засовывая в духовку кирпичи, чтобы печь кулебяки, и по 14 часов варил томленые щи. Необычное хобби вылилось в серьезный бизнес — Стафичук начал готовить квас по старинному рецепту, а потом переключился на производство квасных заводов. Среди его клиентов — частные предприниматели из регионов, крупные фабрики и даже бизнесмен, который построил «уголок русского кваса» в Китае. За половину 2018 года этот бизнес принес Стафичуку 13 млн руб. выручки и 4 млн руб. чистой прибыли.
Алтай и немцы
Квасовар Кирилл Стафичук по образованию учитель русского языка и литературы — в начале 2000-х он окончил Новосибирский государственный университет, но по профессии никогда не работал. Сразу после окончания вуза уехал пожить к родственникам в Германию, там поступил в Лейпцигский университет, но проучился недолго — «решил, что надо родину поднимать» — и вернулся в Сибирь. Во время обучения у Стафичука созрел бизнес-план: возить немцев в туристические походы на Алтай. «Подростком я сам часто путешествовал по Алтаю, а пожив в Германии, понял, что немцы любят именно такие места — красивые и дикие, куда не ступала нога европейца», — рассказывает предприниматель.
Стафичук быстро нашел инвестора (его имя он назвать отказался), согласившегося вложить около $15 тыс. в экскурсионный проект. Компанию назвали «Глобал Эко Турс», деньги пустили на рекламу и участие в туристической выставке в Ганновере, где Стафичук надеялся наладить контакт с международными турагентствами.
Но ожидания не оправдались: участие в выставке принесло всего один договор с небольшим агентством, которое занималось активным туризмом. Летом 2004 года оно отправило в тур на Алтай восемь человек. «Мы нашли хороших инструкторов, сплавились с немцами по Катуни, побродили по алтайским красотам. Всем дико понравилось, но дальнейшие продажи не пошли. Думаю, мы не смогли упаковать продукт так, чтобы он стал привлекательным для массовой аудитории, а не только для горстки заядлых туристов», — считает Стафичук.
Целый год «Глобал Эко Турс» работал вхолостую — Стафичуку больше не удалось организовать ни одного тура. В 2003 году он принял решение закрыть компанию, но тут же переключился на новый бизнес — с несколькими друзьями занялся оптовой торговлей тонометрами, глюкометрами и другими медицинскими приборами. Технику закупали в Москве и Санкт-Петербурге и перепродавали небольшим магазинам в Новосибирске. «Бизнес-модель была простой, но вполне прибыльной — этим в Сибири тогда еще никто не занимался, — рассказывает Стафичук. — Деньги мы не считали, но на хлеб и тусовки нам хватало».
Конкуренция росла, и через пару лет Стафичук решил перейти с опта на розницу. Сделал сайт на бесплатном конструкторе, зарегистрировал домен «Ездоровье.ру» и стал продавать те же товары онлайн. Решение оказалось правильным: к 2010 году бизнес ежемесячно приносил по 1 млн руб. выручки и около 400 тыс. руб. прибыли. Однако конкуренты догнали его и здесь. «Мы тратили деньги направо и налево, думали, дело будет прибыльным всегда. А когда на рынке появились десятки таких же компаний, было уже поздно», — признается Стафичук. Маржинальность товаров пришлось снизить со 100 до 30%, но и это не помогло. В начале 2014 года партнеры закрыли компанию и зафиксировали 2 млн руб. убытков.
Воскресить квас
Квас появился в жизни Кирилла Стафичука случайно. Как-то раз в 2010 году в «Живом Журнале» он наткнулся на статью о «настоящем русском квасе» кулинарного блогера Максима Сырникова (автор книги «Настоящая русская еда», бренд-шеф новосибирских магазинов русской кухни «Добрянка», бывший бренд-шеф ресторана православной кухни «Воскресенье»). Оказалось, что привычный россиянам квас с использованием концентрата квасного сусла — новодел, который не имеет отношения к традиционному рецепту. «В дореволюционное время квас готовили на основе смеси муки и солода, которую запекали в печи, заливали водой и добавляли закваску. Это и есть единственный настоящий квас», — уверяет Стафичук.
Предприниматель решил возродить рецепт — но уже не ради удовольствия, а чтобы заработать. Он рассказал об этой идее своему школьному приятелю Вадиму Грищенко, который согласился стать инвестором проекта. За 300 тыс. руб. партнеры купили первый попавшийся в интернете квасной завод — металлический аппарат, который занимает 10 кв. м и автоматизирует процесс приготовления напитка. Закупили солод, муку, дрожжи и приступили к варке.
В первый же день предпринимателей ждал сюрприз: оказалось, что современное оборудование работает только с концентратом квасного сусла, а к заготовкам из русской печи не приспособлено. «Все существующие аппараты были рассчитаны на технологию, которая родилась в советское время, когда понадобилось напоить квасом огромную страну, — объясняет Стафичук. — Специальное сусло размешивалось с водой, настаивалось и дополнительно газировалось углекислотой. Ничего живого в таком напитке не было, но другого рецепта рынок не знал — его даже не преподавали в институтах».